Все той же Небо дышит синью,
Над чернотой земной паря.
Еще не раз встряхнет Россию
Судьба последнего Царя.
Еще
вернется все сторицей,
И пышная чреда торжеств
Нам не поможет откупиться
И память сжечь.
Мы
строим храм, а воздаянье
Помедлит пусть...
Но что он, если покаянья
Не знает Русь!?
Все
вздор. От сожалений прежних
Простыл и след,
Не видим пятен на одежде -
Кровавых мет.
Но
помнят храмы с куполами
Все тот же сон:
Распятых на полу штыками
Княжон.
Наталия
Пискунова
17
июля – день памяти святых Царственных страстотерпцев Благочестивейшего
Самодержавнейшего Государя Императора Николая Александровича, Супруги
Его Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны,
Наследника Благоверного Царевича Алексия Николаевича, Благоверных
Великих Княжен Ольги Николаевны, Татианы Николаевны, Марии Николаевны
и Анастасии Николаевны.
День Их мученического
подвига, этот день скорби – станет отныне днем небесной славы Руси
Великой. Святые Царь и Царица, носившие венцы при жизни, как Хозяева
Руси, увенчанные Небесным Царем, подобно мученикам, увенчали Собою
весь великий сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Свыше
1700 поименованных святых, а сколько тысяч еще ждет канонизации
или ведомы лишь Богу?
Никогда в
истории ни одного народа не было такого великого подвига святых
Божиих людей. И сейчас упование на Их заступничество, на Их святые
молитвы – по Господе и Богородице – основная наша надежда на духовное
возрождение Руси.
Сегодняшний
праздник - день памяти великих угодников Божиих - святой Царской Семьи. 90 лет назад, в июльскую ночь 1918 года было совершено
ужасное злодеяние - в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома
были расстреляны Государь Император Николай Александрович, Его Семья
и верные люди, добровольно оставшиеся с Царственными узниками и
разделившие Их участь. Великий грех, преступление пред Богом и человеком
- убийство ни в чем неповинных людей, женщин, детей, Помазанника
Божьего. День Их мученической кончины - день нашей скорби, день
воспоминания греха цареубийства, оплакивания наших грехов. Это грех
всего русского народа. Согрешили "кто делом, кто словом, а
кто помыслом, желанием и согласием." За этот великий грех весь
мир страдает, а русский народ - больше всех. Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович)
пишет: "Чем
же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей
жизни Государю?
Она отплатила
Ему клеветой. Он был высокой нравственности — стали говорить об
Его порочности. Он любил Россию — стали говорить об измене. Даже
люди близкие повторяли эту клевету, пересказывая друг другу слухи
и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других
слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить
об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой
несуществующей опасности и во имя якобы спасения России стали говорить,
что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело:
она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту в Пскове
Он остался Один... Страшная оставленность Царя... Но не Он оставляет
Россию, Россия оставляет Его, любящего Россию больше своей жизни.
Видя это и в надежде, что Его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся
страсти народные, Государь отрекается от престола... Наступило ликование
тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал
арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны... Государь
был убит, Россия молчала... Великий грех — поднять руку на Помазанника
Божия... Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной.
В скорби говорим мы: «Кровь Его на нас и на детях наших». Но будем
помнить, что это злодеяние совершено в день св. Андрея Критского,
зовущего нас к глубокому покаянию... Но покаяние наше должно быть
полное, без всякого самооправдания, без всяких оговорок, с осуждением
себя и всего злого дела от самого его начала..."
Осознала
ли Россия, русский народ, всю тяжесть совершенного преступления,
отступничества от веры отцов, предательства Царя? Осознаем ли мы
сейчас этот грех? Понимаем ли значение и важность мученического
подвига Царской cемьи? Вот что пишет об этом епископ Никон: ...Мы,
современники, не можем со всей полнотой оценить для России и для
всего мира мученического подвига Царской Семьи. Но и для нас уже
теперь совершенно ясно, что русский Царь связан неразрушимыми нравственными,
духовными узами с русским народом: что благополучие, благоденствие
и слава русского Царя есть благополучие и всего русского народа
до самого последнего бедняка и нищего и что страдания и мученичество
русского Царя — это есть скорбь и страдания всего русского народа
до самого последнего сына России. Очевидно для нас также, что эта
страшная жертва, принесенная Царем-мучеником и Царской Семьей является...
жертвой за русский народ. Если наш мир будет еще существовать, если
не приблизилось еще время, когда земля и все дела на ней сгорят
и придет Царь славы во Своем втором страшном и славном пришествии
для того, чтобы судить живых и мертвых, если России суждено еще
возродиться, то основанием ее новой жизни будет мученический подвиг
Царя-мученика. Но не только для России, благополучие всего человечества
неразрывно связано с судьбой русского Царя. Если Россия будет идти
своим историческим путем и будет жить во славе и благоденствии,
то будет благополучие и спокойствие и во всем человеческом роде.
Такое значение... подвига Царя-мученика со всей ясностью обнаруживается
ходом переживаемых всем миром событий. "
Протоиерей
Александр Шаргунов, много потрудившийся для прославления Царской
семьи, говорит о том, что подвиг Царственных мучеников настолько
близок к подвигу Христа, что все, связанное с их мученичеством,
исполнено пророческого
смысла.
О духовной
связи Царя-мученика и русского народа за два года до мученической
кончины Царской Семьи, в 1916 году, преподобный
оптинский старец Анатолий (Потапов)
говорил: "Нет греха большего, чем сопротивление воле Помазанника
Божия. Береги Его, ибо Им держится земля Русская и Вера Православная...
Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь - радоваться
будет и Россия. Заплачет Царь - заплачет и Россия... Как человек
с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия
без Царя будет трупом смердящим".
Тогда народ
отрекся от Царя, на котором благодатно пребывал Господь (а значит
отрекся и от Бога) и уподобился богоненавистникам иудеям в том,
что поверил лжи о "черных делах" Императора и Его Семьи;
не праведному Иоанну Кронштадтскому поверил, говорившему: "Царь
у нас праведной и благочестивой жизни", а грязным газетным
клеветам и вымыслам. Равнодушно воспринял народ и страшную весть
о расстреле Царской Семьи. Марина Цветаева, с изумлением писала,
как люди, слыша на улицах крики газетчиков о расстреле Царя, равнодушно
отворачивали глаза, спешили по своим делам...
В те дни, когда мы все так низко пали,
Везде мне грезится священный Образ Твой,
С глазами, полными божественной печали,
С лицом, исполненным небесной добротой.
Тебя жалеть я не могу, не смею:
Ты для меня - по-прежнему Велик!
Перед тобой, мой Царь, я вновь благоговею,
И больно мне глядеть на Твой Державный Лик.
Слепой народ, обманутый лжецами,
За чистоту души Твоей святой,
Тебя клеймил постыдными словами
И казни требовал, над кем же... над Тобой!
Не так ли пал и Царь коварной Иудеи,
Мессия истины, народная мечта,
И Бога своего преступные евреи
Распяли на доске позорного Креста.
И Царь был осужден на пытки рабской казни,
Над Божеством глумился весь народ,
И люди-изверги убили без боязни
Того, Кто создал мир, моря и небосвод.
Но, победив в аду немые силы гроба,
Воскрес Господь и всем явился вновь;
Побеждена врагов чудовищная злоба,
И козни зла рассеяла Любовь...
Я верю в день священного возмездья!
Клятвопреступники, вас кара неба ждет!
Вас уличат в предательстве созвездья,
Над вами Солнце правды не взойдет;
И камни возопят от вашего злодейства,
Вас грозно обличит правдивая судьба
За низость ваших чувств, за гнусность фарисейства,
За клеветы восставшего раба...
Еще недавно так, пред Ним склоняя выи,
Клялися вы Его до гроба защищать
И за Царя-Вождя, Хозяина России,
Вы обещали жизнь безропотно отдать.
И что же! где слова? где громкие обеты?
Где клятвы верности, присущие войскам?
Где ваших прадедов священные заветы?
А Он, обманутый, Он твердо верил вам!
Он, ваш исконный Царь, смиреньем благородный,
В своей душе Он мог ли помышлять,
Что вы готовитесь изменой всенародной
России честь навеки запятнать!
Предатели, рожденные рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальете вы страну кровавыми ручьями,
И пламя пробежит по вашим городам.
Не будет мира вам в блудилище разврата,
Не будет клеветам и зависти конца;
Восстанет буйный брат на страждущего брата,
И мечь поднимет сын на старого отца...
Пройдут века; но подлости народной
С страниц Истории не вычеркнут года:
Отказ Царя, прямой и благородный,
Пощечиной вам будет навсегда!
Сергей Сергеевич Бехтеев, г. Орел,
1917 г.
По прошествии
90 лет изменился ли народ, ввергнувшийся в пучину безбожия, греховности
и вероотступничества, взявший на вооружение новые принципы "счастья",
которое ждало Россию без Царя, а потому и Россию без Бога?
Сегодня принимаем
ли мы великий подвиг Святых Царственных страстотерпцев? Чтим
ли мы святого Царя?
Молимся ли мы Царственным мученикам, нашим небесным ходатаям и заступникам
пред Господом? Имеются многочисленные
свидетельства чудесного предстательства и помощи в различных
случаях святых мучеников Николая, Александры, Алексея, Ольги, Татианы,
Марии и Анастасии. Мы должны - с усердием и упорством, с молитвой
и упованием - стремиться искоренить из наших душ, из нашей жизни
все то греховное и страшное, что привело в свое время к цареубийству.
Известно,
какие трудности приходилось преодолевать в деле прославления Царской
Семьи. От той лжи, грязи и клеветы, которые выливали на Царскую
Семью в течении продолжительного времени, хотим ли мы очиститься,
омыться??! И по сей день, по прошествии 8-и лет, прошедших со дня Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, на котором было принято решение о Соборном прославлении Царственных страстотерпцев и 27-и (!) лет после канонизации Царской Семьи в Русской Церкви (в Русской Православной Зарубежной Церкви она произошла еще в 1981 году) если и признается факт канонизации, то с какой-то прохладностью, равнодушием и спокойствием,
а то и прикрытым сопротивлением. Даже клир церковный и по сей день неодинаково относится к почитанию Царственных Страстотерпцев. Как не все в свое время присоединились к посланию святителя Тихона, обличившего цареубийц, так не все в глубине души присоединились к прославлению Царя во святых Собором РПЦ 2000 года. Необходимо дать себе труд изучить обстоятельства жизни святого не по телевизионной и печатной грязи, а по документам, если ты не можешь принять Его святость, если ты не можешь признать Соборный разум Церкви, (а решение Собора подписано: "Изволися Духу Святому и нам...")
Во всех ли храмах на Руси есть
ли хотя бы одна, просто бумажная иконочка Царя-мученика или Царственных
страстотерпцев? По прошествии нескольких лет со дня канонизации
Царской Семьи во всех ли храмах 16 июля будет проходить праздничное
вечернее богослужение, посвященное ее прославлению?
Вот о чем нас предупреждает прп.Симеон Новый Богослов: "Кто не изволяет со всей любовью и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых, но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и мнил, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и ко всем святым. Он будет отвергнут ими как не сумевший занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков определено ему Богом. "
Во
время проповеди на месте убийства Царской Семьи были произнесены
такие слова : "...Спросите любого человека, пожилого или среднего
возраста - во Франции, Англии, Германии или в иной стране мира -
что произошло в России в ночь с 16 на 17 июля 1918 года? И вам ответят:
в этот день убили последнего российского Царя. А многие ли ответят
на этот вопрос у нас, в России?.."
Но
сегодня и день нашей духовной радости - праздник торжества добра
над злом. Мы радуемся, что Царственные страстотерпцы своей мученической
кончиной победили зло. Подобно иудеям, распявшим Христа и надеевшимся
Его смертью покончить с Ним, но не могущим уничтожить Его, Царя
Небесного и Безсмертного, Жизнодавца-дарующего нам вечную жизнь,
убийцы Помазанника Божия и Его Семьи, не смогли уничтожить святые
безсмертные души Царственных мучеников, которые ныне предстоят престолу
Божия славы. "...но
прельстишася, яко путь нечестивых погибнет, праведницы же во веки
живи будут, и вместо пагубы и вреда сотвориша Их славныя мученики
и заступники пред Богом" (Канон
Царственным мученицам, Икос)
Наша
духовная радость оттого, что исполняя заповедь Господню об искании
прежде всего Царствия Божьего, Царская Семья показала смирение,
терпение, любовь ко Христу и Его Церкви, любовь к ближнему своему,
и достигла этого Царствия. Мы радуемся, что сегодня прославляется
Семья, а вместе с ней славится и Церковь Христова, потому
что семья это "малая Церковь Христова", и Царская Семья явила собой
эталон семейных отношений.
Мы
радуемся оттого, что "...днесь Царственнии страстотерпцы
российстии предстоят Царю царствующих и Господу господствующих и
с Державною Владычицею непрестанно молят Бога: спаси, Господи, люди
Твоя и благослови достояние Твое, страну нашу российскую помилуй,
Милостиве Вседержителю, во веки веков. "
Мы
славим Бога и прославляем святых Царственных мучеников именно в
день Их мученической кончины, потому что своей смертью Они явили
подражание Христу, уподобились Ему, взяв и безропотно пронеся свой
крест. Подобно Христу, мученической смертью Царская Семья явила
нам свою славу и любовь. День мученической кончины стал днем славы
Царской Семьи, которая до конца, пройдя горнило испытаний, осталась
верной Святому Православию.
"Они
жили долго и счастливо, и умерли в один день", - помните сказку?
Господь рассудил так, что земная жизнь святых Царственных мучеников
была не столь продолжительна, но уверены, что действительно счастлива,
хотя и наполнена страданиями. Мы прославляем всех Царственных мучеников
в один день еще и потому что это действительно была Семья с
большой буквы, истинно христианская семья - образец нам для подражания;
символично, что в Царской Семье и было семь человек. "Воистину
семь Я - полнота", -пишет М.Кравцова в своей книге "Воспитание
детей на примере святых Царственных Мучеников".
Одно целое, неразделимое.С одними радостями и печалями, заботами
и утешениями. Неразлучные в жизни земной, Они и ушли в жизнь вечную,
небесную вместе.
Несправедливо по отношению к Царской Семье, что мы мало знаем о Их Семье,
о Их семейных взаимоотношениях. Какая была Она, Царская
Семья в своей недолгой земной, но духовно-светлой жизни? О чем молились
и думали, чем жили, что переживали в те поистине нелегкие годы?
Ведь нам сейчас так необходимо знать,
как сохранить и укрепить наши семьи, как правильно
воспитать и вырастить наших детей. Мы обращаемся к
примеру святой Царской Семьи когда сейчас пытаются говорить о "ненужности"
семьи, жены, мужа, и даже детей и внушают, что семья - это совсем
не необходимый "довесок" для человека. Когда постыдно
высмеивается супружеская верность и священное почитание родителей,
материнская честь и девственная чистота. Разрушаются моральные устои
семьи, и обесценивается честный труд. Когда уровень детской смертности
и преступности, число брошенных детей и число абортов, число неблагополучных
семей и разводов, уровень пьянства, наркомании и алкоголизма превышает
все мыслимые и немыслимые пределы!
О
единодушная великоименитая седмерице, Царственнии страстотерпцы,
многия скорби, поругания, страдания душевная и смерть телесную за
Христа приемшии и венцы небесными от Него увенчаннии! Приимите ныне
от нас похвальное прославление и сердечное покаяние и милостивным
вашим ходатайством умолите Царя Славы мир Церкви нашей даровати,
страну в Православии, благочестии и единстве сохранити, нам же ожесточения
сердечнаго и ослепления избавитися, да сыновне Богу вопием: Аллилуиа!
Русских царей украшение.Доклад историка П.В Мультатули на конференции "Император Николай II: государственный деятель, политик, семьянин (к 90-летию Екатеринбургской трагедии)"
Пошли нам, Господи, терпенья
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народные гоненья
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест, тяжелый и кровавый,
С Твоею кротостью встречать.
А в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги.
Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
А у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
(Это стихотворение
"Молитва", написанное поэтом Сергеем Бехтеевым было послано им в
октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову в г. Тобольск Их Императорским
Высочествам и посвящалось Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне
Николаевне. Позднее, уже после убийства Царской Семьи, стихотворение
было найдено переписанным рукою Великой Княжны Ольги Николаевны
среди вещей Семьи.)