Не стало на земле игуменьи Серафимы, первой настоятельницы Новодевичьего
монастыря после восстановления в 1994 году монашеской жизни в обители.
18 декабря 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
в Успенском храме Новодевичьего монастыря отслужил панихиду по игуменье
Серафиме (в миру Варвара Васильевна Черная). Перед началом панихиды
Владыка Ювеналий зачитал письмо Святейшего Патриарха Алексия II,
посвященное памяти игуменьи Серафимы, а затем сказал прочувствованное
прощальное слово над гробом усопшей. Похоронили игуменью у стен
Успенского храма. Так была восстановлена древняя традиция Российской
православной церкви -- местом последнего упокоения настоятельницы
монастыря стала обитель, где она несла свое служение.
Матушка
Серафима прожила 85 лет и за это время успела сделать так много,
что этих дел хватило бы на несколько более спокойных жизней.
Ее
жизнь, на первый взгляд, состоит из трудносовместимых по характеру
деятельности периодов. До войны 1941--45 г.г. Варвара Васильевна
закончила химико-технологический институт и с первых месяцев войны
работала зав центральной лабораторией на московском заводе "Каучук",
налаживая выпуск необходимых фронту резиновых деталей, фактически
заново создавая производство, т.к. заводское оборудование было эвакуировано
на Урал. В трудные военные годы работники завода фактически жили
на заводе, не уходя домой.
После
войны -- научная работа в НИИ резиновой промышленности, защита диссертации,
а с 1953 года -- руководство лабораторией, латексным отделом, а
затем пост зам. директора по научной работе НИИ резиновых и латексных
изделий. В этот период особенно ярко проявились многочисленные способности
Варвары Васильевны -- наряду с научной интуицией -- умение сплачивать
вокруг себя людей, умение находить и поддерживать перспективных
и работоспособных сотрудников, организовывать работу большого коллектива
для решения важных и интересных задач, умение осваивать научные
разработки в промышленности. С ее именем связано становление и создание
целых отраслей латексной технологии (например, выпуск латексных
шаров-пилотов для зондирования атмосферы, различных видов защитных
средств из латекса и т.д.), а наиболее известными стали разработки
латексных изделий для космической техники, за которые разработчики
были награждены Государственной премией. Она стала доктором наук,
профессором. Очень хороший организатор, требовательный руководитель,
Варвара Васильевна была в то же время живым, открытым, интересным,
привлекательным человеком, вокруг нее всегда было много учеников
и друзей, многие молодые научные работники получили путевку в жизнь
благодаря ее руководству. По продолжительности эта часть жизни занимает
несколько десятков лет. Когда, уйдя на пенсию в 73 года, Варвара
Васильевна пошла работать за свечной ящик в московский храм Илии
Обыденного, для многих бывших ее сотрудников это было совершенно
непонятно и неожиданно. Между тем, некоторые особенности биографии
могли бы внимательному наблюдателю многое сказать. Хотя ее карьера
была успешной, она никогда не состояла в коммунистической партии.
(Вспоминая потом свою жизнь, Варвара Васильевна говорила: "Господь
был милостив ко мне и позволил избежать членства в безбожной партии").
Жила достаточно скромно, иногда ее даже подозревали в некоторой
скупости. А она отдавала большую часть зарабатываемых денег монастырю,
где была похоронена ее мама, помогала воспитывать внучатых племянниц.
При советской власти видному номенклатурному работнику нельзя было
открыто исповедовать христианскую веру, но дела любви и милосердия
можно было делать тайно.
Работая
за ящиком в храме Илии Обыденного, Варвара Васильевна проводила
успешную миссионерскую деятельность, общаясь с приходящими в храм
людьми. Миссионерская деятельность ее проявлялась и в организации
на своей квартире регулярных встреч группы интеллигенции, в которую
входили как верующие церковные, так и не нашедшие еще своего пути
к Богу люди. В своей прощальной речи Владыка Ювеналий особо отметил
это, подчеркнув важность обращения к Богу интеллигенции.
Варвара
Васильевна Черная была родом из известной дворянской фамилии Чичаговых,
давших России видных деятелей в различных областях жизни. В ее семье
сохранялась память о предках. Дедом ее был священномученик митрополит
Серафим (Чичагов), расстрелянный большевиками в Бутове в 1937 году.
В 80-х годах Варвара Васильевна посвятила много времени архивным
изысканиям и собиранию духовного наследия своего деда. Ее трудами
был издан двухтомник "Да будет воля Твоя", в котором собраны
проповеди, духовные труды, научные работы владыки Серафима. Особенно
надо отметить жизнеописание прп. Серафима Саровского, составленное
будущим митрополитом Серафимом и подаренное императору Николаю II,
что явилось исходным пунктом для проведения официальной канонизации
святого. Изданы были и некоторые отдельные работы владыки Серафима,
среди которых интересно отметить обращение к духовенству Тверской
епархии, в котором владыка Серафим говорит о необходимости возрождения
общинной приходской жизни. На Соборе 1917--1918 г.г. владыка Серафим
возглавлял отдел, занимавшийся как раз рассмотрением церковных реформ
в области приходского устройства.
Варвара
Васильевна вошла в группу подвижников, разыскавших архивные документы
о местах массовых расстрелов и захоронения духовенства в годы коммунистического
террора. В Бутове, где на полигоне были расстреляны сотни священнослужителей,
построен теперь храм.
Осенью
1994 года Варвара Васильевна приняла пострижение в монахини, а через
месяц стала игуменьей-настоятельницей Богородице-Смоленского Новодевичьего
монастыря, в котором предстояло возродить монашескую жизнь. Пять
лет неустанных трудов во славу Божию принесли зримые плоды: в самом
начале монастырю принадлежал только храм Успения Божией Матери,
не было даже келий для проживания монахинь. Постепенно появились
и настоятельский флигель, и помещения для насельниц, и малый монастырский
храм Амвросия Медиоланского. Монашеская община за пять лет выросла
до 30 человек. Произведен ремонт передаваемых монастырю помещений.
Налаживалась богослужебная и хозяйственная жизнь в подворьях монастыря
под Москвой, налаживалась монашеская жизнь в монастыре, появилась
воскресная школа при храме Успения Богородицы. В 1995 году возобновились
архиерейские богослужения в Смоленском соборе монастыря, сначала
один раз в год, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери,
а в 1999 году было проведено десять богослужений.
Матушка
Серафима глубоко интересовалась духовной историей обители, собирала
сведения о своих предшественницах -- игуменьях, в частности ее внимание
привлекала первая настоятельница Новодевичьего монастыря матушка
Елена (Девочкина), которая была местночтимой московской святой,
о ее чудесной молитвенной помощи и заступничестве в годы вражеских
нашествий сохранились воспоминания и легенды. По ходатайству матушки
Серафимы было восстановлено почитание игуменьи Елены (Девочкиной)
как местночтимой святой.
Достойно
всяческого уважения и примера умение игуменьи Серафимы находить
взаимопонимание и налаживать взаимодействие монастыря с представителями
музея, который продолжает функционировать на территории обители.
Этот пример показывает, что при доброй воле культура и церковь не
являются антагонистами, как это бывает иной раз: в данном случае
музейные работники и монастырь находят разумные компромиссы и живут
мирно. В этом сказалось всегда жившее в матушке Серафиме стремление
воцерковлять интеллигенцию, воцерковлять жизнь, не отгораживаясь
монастырской стеной от насущных проблем современности.
Матушка
Серафима (Черная) принадлежала к той части русского православного
народа, которая в годы коммунистической диктатуры сохраняла верность
Богу. Ее жизнь является примером служения народу и служения Богу
и церкви во всех, даже необычайно трудных условиях, которыми отличался
ушедший 20-й век. На панихиде в Успенском храме Новодевичьего монастыря
в день ее похорон собрались люди, знавшие ее по совместной работе
в науке и промышленности в разные годы ее жизни, молившиеся с ней
в храме Илии Обыденного, собиравшиеся у нее на квартире для встреч
в поисках духовного пути, направлявшие и благословлявшие ее на монашеский
подвиг, возрождавшие вместе с ней святую обитель. Поместительный
Успенский храм Новодевичьего монастыря был полон.