Притча
Христова о блудном сыне рисует нам путь покаяния, который предлежит
всякому человеку-грешнику.
Легкомысленно
уклонившись от руководства отеческого, предавшись блудной жизни,
лишь истощавшей его жизненные средства, младший из сыновей скоро
изжил свое достояние и начал испытывать нужду. Под влиянием невзгод
житейских, однако, пробуждается его душа. Он приходит в себя. Вот
первая ступень в покаянии.
Разными
обстоятельствами жизни вразумляет и нас Господь. Очнись от греховного
сна!
Придя
в себя, блудный сын решает идти к отцу и принести перед ним чистосердечное
раскаяние. Не хитрые расчеты снова насладиться благами жизни под
отеческим кровом руководят им. Он искренне сам перед собой (а не
напоказ кому-нибудь) сознается, что недостоин назваться сыном отца
своего, а готов просить лишь, как милости, принятия в число наемников.
Вот вторая ступень покаяния — чистое раскаяние в душе, печаль и
слезы о греховной жизни.
Сознав
заблуждения своего жизненного пути и решив в душе принести отцу
покаяние, блудный сын не откладывает исполнение этого решения: Востав
иде. Вот третья ступень. Что признал дурным и пагубным в жизни своей
— оставь немедля. Теки к исповеданию грехов своих! Так и было сделано
блудным сыном.
Далее
случилось то, на что он и не надеялся. Отец с радостию принял его;
на его раскаяние, которое усмотрел уже в самом возвращении, ответил
прощением, забвением греха и обиды, восстановлением блудного в достоинстве
сына своего. Так и нам обещает Господь благодать прощения, полного
обеления нашего пред Собою за наше искреннее раскаяние и исповедание
грехов наших пред Ним.
Весьма
благотворно для души сознание грехов своих пред самим собою, умягчает
душу раскаяние и перед тем, кого мы обидели: полезное это дело,
и всегда оно свойственно душе человеческой с тех пор, как люди на
свете Божием живут. Но такое сознание в грехах еще не снимает с
души вину, не оправдывает. Для оправдания нужно дыхание Божией благодати,
подаваемой нам в силу искупительной жертвы Христовой. Эту-то благодать
прощения благоволил Господь изливать в Таинстве покаяния, где небесное
прощение искренне кающемуся подается через видимое посредство прощения
от священника, как продолжателя дела служения и строительства тайн
Божиих (1 Кор. 4, 1), врученного апостолам, которым и дал Господь
власть вязать и решить грехи (Мф. 18, 18;)