Важные
дни наступили для нас с вами – дни подготовки к Великому посту,
который начнется 23 февраля.
С
первого взгляда может показаться, что до поста еще много дней –
впереди еще три недели! Однако Святая Церковь уже сейчас каждый
день на богослужении через свои песнопения и поучения готовит нас
к достойному вступлению в Великий пост!
Для
приготовления к Великому посту Святая Церковь назначает довольно
продолжительный период - три седмицы.
Первая
неделя, которая в этом году начинается 1 февраля (по новому стилю),
называется неделей мытаря и фарисея.
Свое название она получила оттого, что в воскресенье, которым начинается
эта неделя, на Божественной литургии читается притча Спасителя о
мытаре и фарисее (Лк,
18, 10-14).
В
этой притче на примере грешного мытаря представлен образец смирения
и истинной молитвы. Примером же фарисея эта притча предостерегает
нас от высокоумия, гордости и самомнения, довольства собой и своими
добродетелями, довольства своей праведностью.
Задумаемся
с вами – не случайно ведь Церковь обращает на это наше внимание
и посвящает этому размышлению целую неделю, более того – именно
с этого размышления она начинает дни приготовления к Великому посту!
Чем же опасно чувство довольства собой? Опасно оно тем, что самодовольный
человек не способен видеть свои недостатки, и поэтому труднее всего
склонен к покаянию!
Возможно
ли при таком состоянии единение с Богом?! Нужен ли будет Спаситель
тому, кто доволен собой, кто не желает видеть своих грехов?!
В
течение всей недели на богослужении в своих песнопениях Святая Церковь
напоминает нам о необходимости сердечного сокрушения. В стихирах,
исполняемых хором, прославляется самоосуждение мытаря и порицается
гордость фарисея. Стоя в храме на молитве, фарисей перечислял свои
достоинства и осуждал мытаря. Последний же от сознания своих грехов
стыдился поднять глаза! Он только твердил: “Боже, милостив буди
мне, грешному!”.
Именно
с таким настроем, как у мытаря, нам необходимо вступать в Великий
пост. А как же иначе? Истинное покаяние невозможно при чувстве самодовольства
и самооправдания! Без покаянного же чувства, без чувства сердечного
сокрушения может ли быть пост?!
Мы
видим, что фарисей хвалился тем, что соблюдает пост и другие внешние
правила – обряды. Чтобы мы осознали, что выполнение всех внешних
правил не является главным, что все внешние правила – это лишь средства
для спасения, а не цель, что без сердечного сокрушения и видения
своих грехов, они могут быть даже вредными для духовного состояния
человека, Святая Церковь в течение этой недели разрешает вкушать
мясо во все дни – то есть и в среду, и в пятницу. Вот почему неделю
мытаря и фарисея называют еще сплошной или всеядною. Она служит
нам напоминанием, что один внешний, телесный пост без поста внутреннего,
то есть без сердечного сокрушения и покаяния, НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ!
Следующая
неделя, приближающая нас к Великому посту, называется неделей
блудного сына.
Ее название также связано с тем, что в воскресный день, с которого
она начинается, за Божественной литургией читается причта о блудном
сыне (Лк.
15, 11-32).
В
этом евангельском чтении Святая Церковь обращает наше внимание на
то, что в каком бы греховном состоянии ни был человек, как бы ни
было глубоко его падение, он не должен отчаиваться в своем спасении.
Нужно только одно - с сердечной верой и покаянием обратиться ко
Господу. Господь же всегда с радостью приемлет обращающегося к Нему,
как это сделал отец в евангельской притче по отношению к своему
вернувшемуся сыну.
Бездна
милосердия Божия всегда глубже всякой бездны нравственного падения
человеческого!
Притча
о блудном сыне нам также показывает, как легко и быстро развивается
грех в душе человека - при попустительстве он растет подобно снежному
кому!
За
неделей блудного сына следует неделя
о Страшном Суде.
По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается
вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю
(в этом году он приходится на 15 февраля), в последний раз перед
Великим постом вкушается мясная пища - происходит заговенье на мясо,
что вовсе не предполагает объядения.
Название
этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения.
В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя
о Страшном Суде (Мф.
25, 31-46).
Не
случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о
мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ
смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным
представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к
раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное
и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить
страх Божий.
Перед
воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве
об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать
заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот
почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской
родительской (мясопустной) субботой,
когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.
Мясопустная
неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей.
В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных
продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.
Нельзя
не увидеть в этом заботу Святой Церкви о человеке: не сразу, не
в один день начинается пост, нет! Постепенно, неделя за неделей…
Сырная
седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и
в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней -
масленица.
К
сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают
с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица
– это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление
в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном
развлечении, а в воздержании!
К
сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например:
“Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное
отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина.
Будем
помнить, дорогие братья и сестры, что время масленицы дается нам
не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли
к подвигу поста!
Вот
почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на
многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в
период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается
служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи.
Именно на этой неделе начинается чтение великопостной
молитвы преподобного Ефрема
Сирина
“Господи и Владыко живота моего…” с коленопреклонениями.(впервые
эта молитва звучит вечером в среду сырной седмицы)
Все
это напоминает нам, что время поста уже настало.
Не
случайно также и то, что заканчивается эта неделя воспоминанием
Адамова изгнания из Рая,
– уместно ли здесь думать о забавах?!
Будем
помнить слова великого русского святого – святителя Тихона Задонского,
сказанные по этому поводу: “Если … всегда худо и грешно проводить
время в безчиниях, то особенно грешно так проводить седмицу сырную,
как преддверие святого поста!”.
Будем
помнить также, что в дни подготовки к посту мы с большим усердием
должны настраивать себя на неосуждение ближнего и на искреннее прощение
ему его недостатков.
В
связи с этим хочется рассказать случай из жизни одного из отцов
нашей Церкви:
Однажды
в скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили,
авва же Пиор – молчал. Потом он встал и вышел, взял суму, наполнил
ее песком и стал носить на своих плечах. Потом он насыпал также
немного песку в корзинку и также носил её. Отцы спросили его: “Что
бы это значило?”. Он же сказал: “Эта сума, в которой много песку,
означает мои грехи; много их, но я оставил их позади себя, чтобы
не плакать о них. В корзине же – немногие грехи брата моего. Они
впереди у меня, я рассуждаю о них и осуждаю брата. А не должно бы
так делать! Лучше бы мне свои грехи носить впереди, скорбеть о них
и просить Бога о помиловании меня!”. Выслушав сие, отцы встали и
сказали: “Вот истинный путь спасения!”.
Так
пусть наше шествие к великопостным дням станет для каждого из нас
путем воистину спасительным, возводящим нас к Солнцу Правды!
Приготовление
к посту начинается задолго до него и призывает к размышлению о его
значении. Каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одной
из основных сторон покаяния.
В
евангельской притче (Лк. 18, 10-14) показан человек (фарисей), всегда
довольный собой, думающий, что он исполняет «весь закон», все требования
религии. Он самоуверен и горд. Однако на самом деле он извращает
и не понимает смысл требований религии. Он видит в них только исполнение
внешних обрядов и оценивает своё благочестие согласно количеству
денег, которые он жертвует на храм. Мытарь, напротив, унижает себя,
и его смирение оправдывает его перед Богом. Таким образом, приготовление
к посту начинается прошением, молитвой о получении смирения — это
начало настоящего покаяния.
1-7
февраля — сплошная седмица: пост в среду и пятницу отменяется.
В
притче (Лк. 15, 11-32) и в стихирах этого дня говорится о покаянии
человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Нам рассказывается
о блудном человеке, который ушёл в «далёкую страну» и там истратил
всё, что имел.
Самое
главное в покаянии — вдруг осознать, что я запятнал и потерял свою
духовную красоту, что я далёк от своего настоящего «дома», своей
настоящей жизни, и что-то драгоценное, чистое и прекрасное безнадёжно
сломано в самой моей жизненной сущности. Это сознание и есть настоящее
покаяние и в то же время горячее желание вернуться назад, обрести
вновь потерянный «дом».
15
февраля (н. ст.)— Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
В
течение следующей недели Церковью предписывается частичный пост
— воздержание от мяса. Притча о Страшном Суде (Мф. 23, 31-46) отвечает
на вопрос, по какому закону мы будем судимы, — по закону Любви.
Не только по гуманитарной заботе об отвлечённой справедливости к
анонимным «бедным», но по конкретной, личной любви к человеку, который
по воле Божией встречается на нашем жизненном пути. Мы будем судимы
за то, проявили ли эту любовь или отказали в ней. Потому что «так
как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали
Мне»…(Мф. 25, 40).
Слово
в Неделю о Страшном Суде "Есть ли адские муки?" (по
рассказу Н. А. Мотовилова из книги "Всемирный Светильник Преподобный
Серафим", составленной митрополитом Вениамином (Федченковым).
Париж 1932 года 8 (21) февраля 1993 года) - Архимандрит
Иоанн Крестьянкин
22
февраля (н. ст.) — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Изгнание
Адама из рая. Это название подводит итог всему подготовительному
периоду. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю,
для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека
этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием.
Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идёт за
Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу
жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале поста
мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от порабощения греху,
от плена этого мира. И первый пролом через крепость греха есть прощение:
возвращение к единению, согласию, любви. Пост по-настоящему начинается
с вечерни этого воскресенья. В конце службы молящиеся подходят сперва
к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга.
Во время обряда прощения, и так как пост начинается именно этим
актом любви, единения и братства, хор поёт пасхальные песнопения.
Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне поста, но в конце этого
пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.
О прощении обид. Слово
в Прощеное воскресенье.
Архимандрит Кирилл
О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНИМ
Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие
пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божне, услышьте
завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель
Игнатий (Брянчанинов)
Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй
брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя,
то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.
Преподобный
Ефрем Сирин
Если
вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш
Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец
ваш не простит вам согрешении ваших (Мф. 6, 14-15). Какой простой
подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения при условии
прощения прегрешении твоего ближнего против тебя. Сам, значит, ты
в своих руках. Переломи себя от немирных чувств к брату, перейди
к искренне мирным — и все тут. Прощеный день, какой это великий
небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им,
то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества
и земля сливалась бы с Небом...
Святитель Феофан Затворник
Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится
о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать
ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то,
прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно,
сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.
Преподобный
Исидор Пелусиот
Публикуется
по книге "Чтение на каждый день Великого поста"