История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

В Е Л И К И Й  П О С Т
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

Дорогие братья и сестры!

Важные дни наступили для нас с вами – дни подготовки к Великому посту, который начнется 23 февраля.

С первого взгляда может показаться, что до поста еще много дней – впереди еще три недели! Однако Святая Церковь уже сейчас каждый день на богослужении через свои песнопения и поучения готовит нас к достойному вступлению в Великий пост!

Для приготовления к Великому посту Святая Церковь назначает довольно продолжительный период - три седмицы.

Первая неделя, которая в этом году начинается 1 февраля (по новому стилю), называется неделей мытаря и фарисея . Свое название она получила оттого, что в воскресенье, которым начинается эта неделя, на Божественной литургии читается притча Спасителя о мытаре и фарисее (Лк, 18, 10-14).

В этой притче на примере грешного мытаря представлен образец смирения и истинной молитвы. Примером же фарисея эта притча предостерегает нас от высокоумия, гордости и самомнения, довольства собой и своими добродетелями, довольства своей праведностью.

Задумаемся с вами – не случайно ведь Церковь обращает на это наше внимание и посвящает этому размышлению целую неделю, более того – именно с этого размышления она начинает дни приготовления к Великому посту! Чем же опасно чувство довольства собой? Опасно оно тем, что самодовольный человек не способен видеть свои недостатки, и поэтому труднее всего склонен к покаянию!

Возможно ли при таком состоянии единение с Богом?! Нужен ли будет Спаситель тому, кто доволен собой, кто не желает видеть своих грехов?!

В течение всей недели на богослужении в своих песнопениях Святая Церковь напоминает нам о необходимости сердечного сокрушения. В стихирах, исполняемых хором, прославляется самоосуждение мытаря и порицается гордость фарисея. Стоя в храме на молитве, фарисей перечислял свои достоинства и осуждал мытаря. Последний же от сознания своих грехов стыдился поднять глаза! Он только твердил: “Боже, милостив буди мне, грешному!”.

Именно с таким настроем, как у мытаря, нам необходимо вступать в Великий пост. А как же иначе? Истинное покаяние невозможно при чувстве самодовольства и самооправдания! Без покаянного же чувства, без чувства сердечного сокрушения может ли быть пост?!

Мы видим, что фарисей хвалился тем, что соблюдает пост и другие внешние правила – обряды. Чтобы мы осознали, что выполнение всех внешних правил не является главным, что все внешние правила – это лишь средства для спасения, а не цель, что без сердечного сокрушения и видения своих грехов, они могут быть даже вредными для духовного состояния человека, Святая Церковь в течение этой недели разрешает вкушать мясо во все дни – то есть и в среду, и в пятницу. Вот почему неделю мытаря и фарисея называют еще сплошной или всеядною. Она служит нам напоминанием, что один внешний, телесный пост без поста внутреннего, то есть без сердечного сокрушения и покаяния, НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ!

Следующая неделя, приближающая нас к Великому посту, называется неделей блудного сына  . Ее название также связано с тем, что в воскресный день, с которого она начинается, за Божественной литургией читается причта о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).

В этом евангельском чтении Святая Церковь обращает наше внимание на то, что в каком бы греховном состоянии ни был человек, как бы ни было глубоко его падение, он не должен отчаиваться в своем спасении. Нужно только одно - с сердечной верой и покаянием обратиться ко Господу. Господь же всегда с радостью приемлет обращающегося к Нему, как это сделал отец в евангельской притче по отношению к своему вернувшемуся сыну.

Бездна милосердия Божия всегда глубже всякой бездны нравственного падения человеческого!

Притча о блудном сыне нам также показывает, как легко и быстро развивается грех в душе человека - при попустительстве он растет подобно снежному кому!

За неделей блудного сына следует неделя о Страшном Суде. По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю (в этом году он приходится на 15 февраля), в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища - происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения.

Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46).

Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий.

Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой Перейти, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.

Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.

Нельзя не увидеть в этом заботу Святой Церкви о человеке: не сразу, не в один день начинается пост, нет! Постепенно, неделя за неделей…

Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней - масленица.

К сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица – это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном развлечении, а в воздержании!

К сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например: “Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что время масленицы дается нам не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли к подвигу поста!

Вот почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи. Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина Молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…” с коленопреклонениями.(впервые эта молитва звучит вечером в среду сырной седмицы)

Все это напоминает нам, что время поста уже настало.

Не случайно также и то, что заканчивается эта неделя воспоминанием Адамова изгнания из Рая , – уместно ли здесь думать о забавах?!

Будем помнить слова великого русского святого – святителя Тихона Задонского, сказанные по этому поводу: “Если … всегда худо и грешно проводить время в безчиниях, то особенно грешно так проводить седмицу сырную, как преддверие святого поста!”.

Будем помнить также, что в дни подготовки к посту мы с большим усердием должны настраивать себя на неосуждение ближнего и на искреннее прощение ему его недостатков.

В связи с этим хочется рассказать случай из жизни одного из отцов нашей Церкви:

Однажды в скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили, авва же Пиор – молчал. Потом он встал и вышел, взял суму, наполнил ее песком и стал носить на своих плечах. Потом он насыпал также немного песку в корзинку и также носил её. Отцы спросили его: “Что бы это значило?”. Он же сказал: “Эта сума, в которой много песку, означает мои грехи; много их, но я оставил их позади себя, чтобы не плакать о них. В корзине же – немногие грехи брата моего. Они впереди у меня, я рассуждаю о них и осуждаю брата. А не должно бы так делать! Лучше бы мне свои грехи носить впереди, скорбеть о них и просить Бога о помиловании меня!”. Выслушав сие, отцы встали и сказали: “Вот истинный путь спасения!”.

Так пусть наше шествие к великопостным дням станет для каждого из нас путем воистину спасительным, возводящим нас к Солнцу Правды!

Приготовление к посту начинается задолго до него и призывает к размышлению о его значении. Каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одной из основных сторон покаяния.

Источник: "Пантелеимоновский Благовест"

В начало страницы

1 февраля (н. ст.) — Неделя о мытаре и фарисее.

В евангельской притче (Лк. 18, 10-14) показан человек (фарисей), всегда довольный собой, думающий, что он исполняет «весь закон», все требования религии. Он самоуверен и горд. Однако на самом деле он извращает и не понимает смысл требований религии. Он видит в них только исполнение внешних обрядов и оценивает своё благочестие согласно количеству денег, которые он жертвует на храм. Мытарь, напротив, унижает себя, и его смирение оправдывает его перед Богом. Таким образом, приготовление к посту начинается прошением, молитвой о получении смирения — это начало настоящего покаяния.

1-7 февраля — сплошная седмица: пост в среду и пятницу отменяется.

Вернуться

8 февраля (н. ст.) — Неделя о блудном сыне.

В притче (Лк. 15, 11-32) и в стихирах этого дня говорится о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Нам рассказывается о блудном человеке, который ушёл в «далёкую страну» и там истратил всё, что имел.

Самое главное в покаянии — вдруг осознать, что я запятнал и потерял свою духовную красоту, что я далёк от своего настоящего «дома», своей настоящей жизни, и что-то драгоценное, чистое и прекрасное безнадёжно сломано в самой моей жизненной сущности. Это сознание и есть настоящее покаяние и в то же время горячее желание вернуться назад, обрести вновь потерянный «дом».

Вернуться

15 февраля (н. ст.)— Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

В течение следующей недели Церковью предписывается частичный пост — воздержание от мяса. Притча о Страшном Суде (Мф. 23, 31-46) отвечает на вопрос, по какому закону мы будем судимы, — по закону Любви. Не только по гуманитарной заботе об отвлечённой справедливости к анонимным «бедным», но по конкретной, личной любви к человеку, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути. Мы будем судимы за то, проявили ли эту любовь или отказали в ней. Потому что «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»…(Мф. 25, 40).

Вернуться

22 февраля (н. ст.) — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.

Изгнание Адама из рая. Это название подводит итог всему подготовительному периоду. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идёт за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале поста мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. И первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресенья. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Во время обряда прощения, и так как пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поёт пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

По книге протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост».

Прощеное воскресение

Благословите и простите, православные, и помолитеся о наc грешных

О прощении обид. Слово в Прощеное воскресенье.
Архимандрит Кирилл

О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНИМ

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божне, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешении ваших (Мф. 6, 14-15). Какой простой подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения при условии прощения прегрешении твоего ближнего против тебя. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя от немирных чувств к брату, перейди к искренне мирным — и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества и земля сливалась бы с Небом...

Святитель Феофан Затворник

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот

Публикуется по книге "Чтение на каждый день Великого поста"

К заглавной странице В начало страницы

Великий Пост.Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU