Два
человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Притча о мытаре и фарисее научает нас тому, как, с каким чувством
нужно молиться. Фарисей, став, молился... так: Боже! благодарю
Тебя, что я не таков, как прочие люди... или как этот мытарь.
Фарисей гордо стал вперед, чтобы все видели его молящимся; признавая
себя безгрешным, он не просит у Бога милости, а лишь благодарит,
презрительно осуждая других людей — дальних и ближних; хвалит он
себя за десятину из всего, что получает, за свой пост дважды в неделю.
Закон Моисеев обязывал евреев поститься лишь один день в году —
десятый день седьмого месяца, день очищения (Лев. 16, 29); позднее
у пророка Захарии находим мы упоминание о четырех постах в году
(Зах. 8, 19), но некоторые из евреев, желая казаться более благочестивыми,
постились на каждой неделе первый и пятый дни. Закон предписывал
отдавать Богу (на содержание левитов) десятую часть от всего произведения
семян, которое приходит с поля ежегодно (Втор. 14, 22), и из плодов
дерев (Лев. 27, 30); фарисеи же, думая тем быть более праведными,
отдавали десятину и с огородных растений (мяты, тмина). По большей
части, исполняя закон в мелочах, фарисеи нарушали важнейшее в нем,
поедая домы вдовиц и оставляя суд, милость и веру (Мф. 23, 14, 23).
Таков
и приточный фарисей. Признавая себя праведным, тем сам он и хвалится.
Осуждая всех прочих людей, совершая дела полезные для себя (как
воздержание) и для других (как пожертвования), для души своей он
ничего не приобретал ими: гордость погубила их цену в очах Божиих,
и самая молитва с гордой похвалой не оправдала фарисея.
Мытарь
же, стоя вдали, не смея даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя
в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешнику.
Не
то — мытарь. Придя в храм Божий, он сознает перед Богом лишь свое
великое недостоинство. Он и не старается припоминать какие-либо
добрые дела, он ясно сознает, что перед Богом всегда человек окажется
недостойным, и потому смиренно просит в молитве милости для своей
грешной души. Такое-то смирение и привлекает Божию благодать, такое
смирение смягчает душу грешника, располагает ее к исправлению, к
усовершенствованию, а потому и пошел мытарь в дом свой оправданным.
Сказываю
вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо
всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится.
Смирись
же, гордый человек, под руку Божию! помни, что не без Божией помощи
совершаются и все добрые дела. И нечем нам хвалиться перед Богом,
никто не чист от греховной скверны. Поставляя же себя пред Богом,
призывай Его милосердие на свою слабость и недостоинство.
Помните,
что Бог гордым противиться и только смиренным дает Свою благодать
(Иак. 4, 6). Гордость есть источник множества пороков, смирение
же — великая истинно христианская добродетель. Помните, что смиренною
была Пресвята Дева Мария, и Господь призрел на смирение рабы Своея
(Лк. 1, 48) и избрал Ее Матерью Своего Единородного Сына — Бога.
Кроток и смирен сердцем, бы Сам Господь Иисус Христос (Мф. 11, 29).
“Каждому
христианину,— говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин,— надо
стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве
наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится
терпением не тогда, когда кто сам будет тщеславиться своими пороками...
но когда он не оскорбится, если их припишут ему другие, и с кротостию
сердца, благодушно перенесет обиды, причиненные другими”.
Как
же стяжать смирение? Святитель Тихон Задонский научает нас: “Здесь
вкратце сказано. Нужно стараться познать себя, свою нищету, немощь
и окаянство, и эту немощь почаще рассматривать душевными очами.
Размышлять о величии Божием и о своей греховности, о смирении Христа:
как любовь Его к нам, так и смирение Его ради нас столь велики,
что и умом понять невозможно. Размышлять с прилежанием о том, что
Святое Евангелие тебе предлагает. Не смотреть на то, что имеешь
доброго, но чего еще не имеешь. Помнить прежние грехи... Добро,
которое сделал, приписывать Богу и Его благодарить, а не за свое
принимать”.