Неделя мясопустная, о Страшном суде
(Мф. 25, 31-46)
Евангельское
чтение изображает пред нами картину Страшного суда Господня, решительного
и окончательного, определяющего участь человека навеки. Это евангельское
повествование имеет особое значение в ряду других, читаемых в Недели
подготовительные к посту и покаянию. В Неделю о мытаре и фарисее
Церковь предостерегала нас от самонадеянности и гордости, научая
не добродетелями хвалиться, а у Бога милости просить; в Неделю о
блудном сыне указывала и путь покаяния — прийти в себя, решиться
исправиться и начать по мере сил дело исправления. Но в чем каяться,
в чем исправлять себя? Это объясняет Евангелие настоящей Недели.
Оправданными
на Страшном суде окажутся лишь те, которые в жизни своей проявили
любовь, милосердие, самоотверженность к ближним своим в их разнообразных
житейских нуждах — кто напитал алчущего, напоил жаждущего, принял
странника, одел нагого, посетил больного или заключенного в темницу.
Пусть же все наше поведение в жизни среди подобных нам людей будет
проникнуто любовию к ним как нашим братьям! Пусть всякое положение
ближнего нашего — скорбное, стесненное, тяжелое в большей или меньшей
мере — всегда находит соответствующее облегчение с нашей стороны!
Не
тяжелые подвиги, не великие дела требуются от нас, а самые обыкновенные,
но — с любовию. Не великое дело — дать человеку воды напиться, но
важно поспешить напоить жаждущего; не большой труд — навестить знакомого,
но дорого посетить его в его болезни, печали: развлечь, успокоить,
помочь советом, исполнить поручение. Образец жизни в нашей обычной
обстановке, но жизни, исполненной духа христианской любви, и должен
стоять пред нами, когда готовимся мы к покаянию, исправлению себя
от своих грехов.
Самый
факт Страшного суда и вечных блаженств и мучений после него является
завершением промыслительного дела Божия о спасении человека. Блаженство
вечное — это приведение человека к той цели, для которой он и создан:
здесь Божие милосердие и благость, здесь и воздаяние за добровольное
и посильное стремление и труды самого человека. Вечные мучения —
это не месть со стороны Бога, но эти мучения приготовлены самими
людьми для себя, потому что они не приняли любви истины для своего
спасения (2 Фес. 2, 10).