Нынешнее
евангельское чтение соответствует сегодняшнему дню, началу поста
— времени покаяния и прощения. Ибо если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете
прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений
ваших.
Господь
обещает нам прощение,— но при условии, чтобы и мы прощали грехи
друг другу. Это не потому, что Господь входит в мелочные расчеты
с нами; нет, но получить благодать прощения и использовать ее для
себя может лишь та душа, которая приближается к Богу, уподобляется
Ему, а такое приближение прежде всего и возможно для человека умягчением
души.
Также,
когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры.... А ты, когда постишься,
помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не
пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно.
Господь
говорит о посте, как необходимом и важном средстве угождения Богу,
спасения души. Но постом и нужно пользоваться для возвышения духа
над плотью с ее страстями и похотями, для уготовления себя на служение
Богу, а не как средством для наших лишь тщеславных, земных целей,
что замечалось у лицемерных фарисеев. Предостерегая от лицемерия
в посте, Господь говорит, что, постясь, не нужно отступать от обычных
дел: помажь голову и умой лице, чтобы не в наружном виде лишь заключить
твой пост, но принять его в глубине души для служения Богу.
Служение
Богу в нашей жизни может быть выражено в словах третьей части Евангельского
чтения.
Не
собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где
воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не
крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Служим
мы тому, к чему прилежит сердце наше. Прилежать же оно должно к
сокровищам не земным, а к сокровищам небесным. Небесные сокровища
— это те, что с душой человека переходят и в вечную жизнь,— те,
что, нажив их, человек никогда не потеряет. Эти сокровища — черты
самой души, которыми она характеризуется. Сокровища небесные, следовательно,
суть христианские добродетели. Их-то и нужно наживать.
Таким
образом, вот напутствие Церкви своим чадам, стоящим во вратах Великого
поста. Пост есть время покаяния. Простив ближним, ищите прощения
от Бога в благодатном Таинстве покаяния. Средством к покаянию и
исправлению себя может быть пост, воздержание, смирение тела для
торжества духа.
О
посте, как необходимом средстве, ясно говорит Христос, предостерегая
лишь от пользования им в целях тщеславия. Бодрствующий и торжествующий
над плотью дух поднимает человека горе, а в горних стремлениях —
и цель человеческой жизни.
Животные
многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень:
подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен
в подвигах, как воздержный (святитель Филарет, митрополит Московский).
Начальник
бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение (преподобный
Иоанн Лествичник).
Заповедь
о посте имеет такую же древность, как и самый мир; первоначальная
заповедь, данная Богом человеку, была именно заповедью о посте.
“Поелику мы не постимся, то изринуты из рая! Потому будем поститься,
чтобы снова взойти в рай”,— говорит святитель Василий Великий.