Можно
с уверенностью сказать, что многое, в принципах воспитания Детей
Государь Николай перенял у Своего Отца, Императора Александра III.
По словам О.Платонова, «воспитание и образование Николая II проходило
под личным руководством Его Отца на традиционной религиозной основе
в спартанских условиях. Учебные занятия будущего Царя велись по
тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Чтобы
будущий Царь на практике познакомился с войсковым бытом и порядком
строевой службы, Отец направляет Его на военные.сборы. Параллельно
Отец вводит Его в курс дела управления страной, приглашая участвовать
в занятиях Государственного совета и Комитета министров. Блестящее
образование соединялось у Него с глубокой религиозностью и знанием
духовной литературы, что было не часто для государственных деятелей
того времени. Отец сумел внушить Ему беззаветную любовь к России,
чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему стала близка
мысль, что Его главное предназначение - следовать русским основам,
традициям и идеалам».
По воспоминаниям
баронессы С К. Бухсгевден, Император был очень вынослив; только
в самые холодные дни Он надевал пальто, обычно Он выходил в военной
тужурке, какую постоянно носил; Он не любил теплой одежды и поддевал
только вязаную кофту под тужурку. После прогулки Он заходил к Императрице,
и немного ранее десяти часов начинался Его деловой день. Первый
разговор был с гофмаршалом, с которым Он просматривал лист Своих
обязательств на текущий день. Ровно в десять часов начинались аудиенции
министров. Каждого из них Государь принимал отдельно. Министры приносили
с собой пачки бумаг, которые Государь оставлял у себя для внимательного
чтения. На каждом документе Он ставил Свои заметки карандашом и
зачастую просиживал до поздней ночи, чтобы ознакомиться со всеми
бумагами.
Николай II не имел
секретаря и делал всю работу Сам, даже накладывал государственные
печати на конверты перед тем, как их передать для отправки. Ни одна
на бумага не оставалась на Его столе - Он всегда прочитывал и возвращал
все без задержки. Его работа в течение царствования все время увеличивалась,
так как появлялись новые министерства и департаменты.
Большое количество
материалов, с которыми министры могли бы справиться сами, все же
представлялись на рассмотрение Государя. Настоящая причина этого
заключалась в том, что министры предпочитали не нести ответственности
в некоторых случаях...».
Трудолюбие и ответственность
- эти качества четыре Царевны и Царевич переняли от Отца в полной
мере. Еще одна из ярких отличительных черт всех Детей Николая II
- милосердие, желание благотворить, идущее от души, чуждое всякого
фарисейства. Отец всегда подавал в этом отношении Дочерям и Сыну
достойный пример.
«Он был щедр и много
помогал, жертвовал на пенсии из Своих личных доходов. У Государя
не было никогда денег с собой. Однажды, когда Он был в провинциальной
церкви на обедне, староста подошел с тарелкой.Я увидела большое
смущение среди членов Императорской Семьи, сзади которой я стояла.
Великая Княжна Татьяна Николаевна наклонилась ко мне: "Не могли
ли бы вы одолжить Отцу десять рублей золотых?" - спросила Она шепотом.
Я вынула монету
и сунула ей в руку. А на другой день я получила посылку с личной
печатью Государя. В ней была маленькая, из чудной голубой эмали
коробочка, в которой лежала золотая десятирублевка, на небольшой
бумажке Государь написал: "От благодарного должника щедрой заимодавице"»
(Из воспоминаний баронессы С. К Бухсгевден).