В
книге «Государыня Александра Феодоровна. Дневниковые записи, переписка»
рассказано, что с первых лет замужества Императрица проявила интерес
ко многим туберкулезным санаториям рядом с Ливадией — крымским поместьем
Царской Семьи. Не удовлетворенная условиями содержания в них, Александра
Феодоровна стала их поддерживать за счет собственных средств и организовывать
и проводить каждое лето благотворительные базары рядом с Ливадией.
Выручка шла для тех, кто был слишком беден, чтобы платить за лечение.
Каждое лето Императрица продавала в Своем киоске прекрасное шитье
и вышивки, собственноручно ею сработанные. Когда подросли Дочери,
Александра Феодоровна и их подключила к Своей благотворительной
деятельности. Она посещала дома многих больных туберкулезом, совершая
визиты неожиданно, но ненавязчиво. Когда не могла пойти Сама, то
посылала Дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть
у постели больных из-за туберкулезных бацилл, но Она отметала эти
возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов.
Она сказала как-то, что Дети должны знать, что, «кроме красоты,
в мире много печали».
Вот
еще один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни
не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. А казалось
бы, как просто было окружить Детей Императора только приятными вещами!
Но такое просто не приходило в голову Августейшим Родителям. В полной
мере это проявилось во время Первой
мировой войны, когда не только Сама Государыня, но и Ее юные Дочери
работали в госпиталях и посещали раненых. Даже риск для здоровья
Великих Княжон не пугал Александру Феодоровну, поскольку моральное
и духовное здоровье Детей Она ставила выше Их физического здоровья.
При работе с paнеными усталость была огромна, но и духовная отдача
тоже огромна. «Наши Девочки прошли через тяжелые курсы для Своих
лет, и их души очень развились, — писала Императрица Мужу, — Они
в самом деле такие славные и так милы теперь. Они делили все Наши
душевные волнения, и это научило Их смотреть на людей открытыми
глазами, так что это очень Им поможет позднее в жизни. Мы одно,
а это, увы, так редко в теперешнее время, Мы тесно связаны вместе».
«Ты
видишь, — пишет Она в другом письме, — Наши Девочки научились наблюдать
людей и их лица, Они очень сильно развились духовно через все это
страдание, Они знают все, через что мы проходим; это необходимо
и делает их зрелыми. К счастью, Они по временам большие беби, но
у них есть вдумчивость и душевное чувство гораздо более мудрых существ».
Так
же воспитывали и Сына. Чтобы показать мальчику, Наследнику, реальную
жизнь Его будущих подданных, страдания войны, Государь брал с собой
Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то что это приносило некоторый
ущерб Его здоровью и учению. Воспитатель Царевича Жильяр писал о
том, что жизнь в Могилеве, в Ставке, вносила серьезную задержку
в классные занятия Алексея Николаевича и была вредна для Его здоровья:
«Там было столько впечатлений, притом слишком сильных для такой
нежной и хрупкой натуры. Мальчик становился нервным, рассеянным,
неспособным на производительный труд. Я доложил о своих наблюдениях
Императору. Признавая их вполне основательными, Он возразил мне,
что все эти отрицательные стороны вознаграждаются тем, что Алексей
Николаевич теряет здесь Свою природную застенчивость и нелюдимость
и что от зрелища всех бедствий и горя у Него на всю жизнь останется
столь спасительное для Него в будущем отношение к войне».
И
вновь хочется сказать современным родителям: подумайте, а почему
бы вам в церковные праздники по старинному обычаю не посетить вместе
с детьми больницы, детские дома, дома престарелых, просто больную
соседку? Да и не только в праздники. Но при этом необходимо сообразовываться
с возрастом детей, с их нервной организацией и возможностями, как
делала это Царская Чета. Психика маленького ребенка легко травмируема.
Ведь и Ее Величество не маленьких, но повзрослевших Детей посылала
к туберкулезным больным, не слабую здоровьем Ольгу, но более выносливую
Татьяну благословила помогать врачам при операциях.
«Что
касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым
испытаниям, которые ниспошлет им Бог» — эти слова Александры Феодоровны
нисколько не расходятся с другим Ее утверждением: «Радость и счастье
нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет».
Достичь этого поможет «не просто любовь, а культивированная любовь
в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках.
Любезность в доме — не формальная, а искренняя и естественная».
Между
тем сейчас нашлись «светочи» педагогической мысли, считающие, что
буквально с пеленок перед детьми надо открывать всю правду-матку
жизни, со всеми ужасами и чернотой. Страшно представить себе, на
что обречена в этом случае детская психика. И если ребенок уже с
трех лет постоянно заглядывает в экран, перед которым, небрежно
развалясь, папа и мама смотрят кровавые триллеры, боевики и порнографию,
что с ним станется, кто из него вырастет?
Царская
чета бережно оберегала Детей от всего непотребного. Да, Царевич
и Царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но Они не
знали мерзостей порока. Старшие Царевны видели гнойные раны солдат,
ампутированные руки и ноги. Смрад ран Они могли ощутить — смрада
человеческих пороков не ощущали даже в заключении, когда похабники-караульные
всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек.
Пьер
Жильяр, преподававший Великой Княжне Ольге французский язык, вспоминал:
«Когда Она стала старше, всякий раз, как я давал ей книгу, под предлогом
трудности текста или незначительности интереса, который Он представлял,
я отмечал на полях места или главы, которые Она должна была пропускать,
с тем чтобы потом вкратце передать ей их содержание. Я делал так
из предосторожности».
Конечно
же, Ольга не делала попыток заглянуть в отмеченный учителем текст
и тем была ограждена от вольностей, которые могли встретиться во
французских книгах. Юлия Ден вторит Жильяру: «Все Великие Княжны
были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного
в их жизнь не допускалось. Ее Величество очень строго следила за
выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских
авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных
сторонах жизни».
Очень
примечательный момент: вспомним, что в наши дни малыши по примеру
родителей с трех лет усваивают нецензурную лексику.