История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта


И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ, НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СВЯТЫЕ

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь



Роль святого страстотерпца Императора Николая
в прославлении русских святых
до и после Его мученической кончины.

См. также:
Акафист святому великомученику
благоверному Царевичу Алексию
Перейти к акафисту
Новая икона Перейти: Святой страстотерпец Царь Николай
принимает от священномученика Серафима (Чичагова)
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Подробнее Подробнее об иконе

!!! Е. В. Пчёлов. Канонизация святых в период царствования
Государя Императора Николая II 

Торжества, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского Перейти
Святой Царь-мученик Николай в истории нашего храма Перейти
Канон Царственным мученикам. Перейти
Канон святому Царю-мученику Николаю. Перейти
Воспитание детей на примере святых Царственных мучеников
(избранные главы книги М.Кравцовой). Перейти
Протоиерей Александр Шаргунов о Царственных мучениках
("Русский Дом" №7, 2003г)Перейти
Канонизация Святых Царственных Мучеников. Фотоальбом.
(Москва, Храм Святителя Николая в Пыжах. 20 августа 2000 года.)
О значении канонизации Царственных мучеников
( протоиерей А.Шаргунов-журнал "Русский Дом" №2 2000г)
Чудеса Царственных мучеников  / [1],[2],[3],[4] /Сборник 1
(26.05.2003)
Акафист Святым Царственным Страстотерпцам Перейти к акафисту
(24.05.2003)
Новый акафист Святому ЦарюПерейти к акафисту
(16.05.2003) к 135-летию со дня рождения святого Царя-мученика Николая Перейти
Служба святых Царственных страстотерпцев. Перейти
М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2002
(07.02.2003)
Служба св. Царственных страстотерпец в формате html

Новая служба Новомучеников


Нет больше той любви,
как если кто положит душу свою за друзей своих.
(Ин 15:13)



        Мы являемся свидетелями небывалого явления в истории Церкви Христовой, когда в лике святых возсияли уже около полутора тысяч новых имен. Каковы основы этого великого чуда? Откуда явилось такое обилие мучителей и страдальцев? Ответы на эти вопросы мы должны искать в историческом периоде, предшествующем гонениям.
        На рубеже XIX - XX веков синодальная система правления Православной Церковью переживала глубокий кризис. Российское общество осознавало необходимость перемен, однако, пытаясь найти выход из создавшего положения, одни устремились к подвигу, другие же - к падению. Об этих последних сокрушался святой праведный Иоанн Кронштадский: "Безумны и жалки интеллигенты наши, утратившие по своему легкомыслию и недомыслию веру отцов своих, веру - эту твердую опору жизни нашей во всех скорбях и бедах, этот якорь твердый и верный, на котором незыблемо держится жизнь наша среди бурь житейских и - отечество наше!" (Проповедь 21 октября 1906). Этому безумию противостояло возрождение святой Православной Церкви, в котором большое значение имело прославление новых святых угодников Божиих.
        Цель нашего доклада показать, что святой страстотерпец Император Николай не только в период своего земного царствования был инициатором и вдохновителем прославления русских святых, но и после своей мученической кончины и до ныне неисповедимым образом участвует в прославлении святых угодников Божиих.
        Известны следующие деяния, совершенные по представлению Святейшего Синода и по рескрипту святого Императора Николая:
        1896 год - Канонизация святителя Феодосия Черниговского
        1897 год - установление местного празднования священномученика Исидора и с ним 72 мучеников, в Юрьеве Лифлянском от католиков пострадавших
        В начале ХХ века устанавливается общецерковное почитание преподобного Иова Почаевского
        1903 год - Канонизация преподобного Серафима Саровского 100-летие прославления Преподобного
        1909 год - Восстановление почитания святой княгини Анны Кашинской
        1910 год - перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой
        1911 года - Канонизация святителя Иоасафа Белгородского
        В том же году было восстановлено церковное почитание преподобного Ефросина Синозерского, от поляков убиенного.
        1913 - Канонизация святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
        1914 год - Канонизация святителя Питирима Тамбовского
        1916 года - Канонизация святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского
        При совершении этих деяний святой Государь в духовном плане зачастую шел впереди Святейшего Синода, находившегося "под известным влиянием века, с его равнодушием и скептицизмом в делах веры".
        В частности, "Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского"
        Отсрочку канонизации митр. Иоанна Синод мотивировал необходимостью учесть политические соображения - однако в политике Царь мог считать себя более компетентным, чем Синод. Значение личности Царя в деле канонизации святых охарактеризовал митр. Антоний:
        Насколько в России [открытие мощей святых угодников и их прославление] было трудным делом, видно из того, что после открытия мощей свт. Тихона Задонского в 1861 г., по России распространился слух, будто бы … это будет последний святой в России, …что достаточно характеризует тогдашние общественные настроения. "Я помню, как в одном из заседаний Святейшего Синода один из иерархов заметил, что нельзя же до бесконечности продолжать прославление святых. Взоры присутствовавших обратились на меня, и я ответил: "Если мы верим в Бога, то мы должны быть рады прославлению св. угодников". Из этого видно, - заканчивает владыка, - насколько велико было благочестие Государя, который почти первый решился на это дело".
        В 1910 году с нетерпением ожидая назначения Синодом торжества прославления святителя Иоасафа Белгородского, Царь не счел себя, однако, вправе торопить Церковные власти. Но когда они решили отложить это торжество - Царь, не согласившись с доводами обер-прокурора и Синода, сам назначил срок его.
        Вот одно из свидетельств: архимандрит Досифей вспоминает обретение мощей святителя Иоасафа, чудесно повлиявшее на его жизнь: "Когда я учился в Санкт-Петербургской Духовной академии, у нас было некое соревнование среди соучеников: кто лучше скажет проповедь. Хорошо говорили, …а вера настоящая мало у кого была…
        Когда предложили направить преподавателя на торжества по случаю открытия мощей святителя Иоасафа, - все отказались, - зачем, мол, ехать смотреть на темный народ, жаждущий чуда, - какие могут быть чудеса в наше время? Бросили жребий! - Пришлось ехать мне.
        Ехал с неохотой - выполнял послушание. Приехал - и зашевелилось что-то внутри - такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным. Со всех концов России съехались больные, калеки - столько страданий и боли - трудно смотреть (…): тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек - лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя.
        Особенное мое внимание обратил один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания: все части тела срослись - какой-то клубок мяса и костей на земле. Я ждал: что же сможет получить этот человек? Можно ли ему чем помочь? И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа - такого никогда не видел и вряд ли уже увижу - почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее - и не выпускал из виду того скрюченного. Когда гробница с мощами святителя поравнялась с ним, он раздвинул руки - раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри его, и он стал выпрямляться с усилием - и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему все, просил записать...
        В Петербург я вернулся другим человеком - верующим".
        
        Одновременно с расправлением согбенного калеки расправилась душа будущего священнослужителя, что является, быть может, еще большим чудом. Каждое из подобных церковных торжеств, собирало огромное множество паломников и оказывало неизгладимое влияние на духовное развитие православного народа Божия. Под влиянием возрождения Церкви менялось настроение даже среди интеллигенции, зараженной материализмом и атеизмом. С. Ольденбург отмечает, что после 1910 года спала волна самоубийств среди учащейся молодежи и стала "заменяться религиозными исканиями. В высшей школе, (…) начали возникать явления доселе не слыханные - различные религиозные кружки". Так, в 1913 году русское студенчество участвовало в съезде мировой организации христианской молодежи в Соединенных Штатах.
        На молодежь, как и на весь народ, оказывалось два противоположных воздействия. С одной стороны, революционно настроенная часть общественных деятелей, разворачивала кампанию демагогии и клеветы с целью компрометации Царской власти, используя для этого финансовые средства, добытые путем ограблений ("эксов") и государственной измены под лозунгом "из искры разгорится пламя". Но этому сатанинскому влиянию противостоял, в первую очередь, сам святой Страстотерпец Николай, с большой любовью и терпением сдерживающий эти нападения и сам со своей благочестивой Семьей подающий пример следования заповедям Христовым.
         При этом следует подчеркнуть то влияние авторитета, на которое одним из первых указал святой священномученик Философ Орнатский.
        В день Священного Коронования Государя Императора Николая Александровича, 14 мая 1912 года с амвона Казанского Собора в присутствии членов Августейшей фамилии и нескольких тысяч богомольцев прозвучали предупреждения отца Философа:
        "Смотрите на зловещие плоды упадка авторитета веры и Церкви: они губительны для людей … Наша вера православная утвердила вселенную и она ничего не потеряла в своей силе и действенности, и впредь способна и омыть, и оживить, и обновить лицо Русской земли, дабы стала она в лице всех чад своих, благословенным Царством Отца и Сына и Святого Духа"
        Священномученик подчеркивал, что будущее России зависит от степени воцерковления ее правящей элиты. Отпадение от Церкви высших образованных классов, управляющих судьбами людей и увлекающих за собой народ, грозит России распадом и уничтожением как государства. Напротив, возвращение интеллигенции в лоно Матери Церкви служит к единству народа и могуществу страны. "Велико значение авторитета в делах веры. Вспомните, как приняли ее наши предки: "Если бы вера греческая не была лучшею из вер, не приняли бы ее князь и бояре", - говорил народ, и, увлекаемый добрым примером, охотно крестился".
        Как и князь Владимир для X века, так и для времени Новомучеников и Исповедников Российских самым ярким и увлекающим народ добрым примером, явился Православный Царь Николай со своей благочестивой семьей.
        Есть видимая и невидимая стороны истории. По видимости: произошла революция, уничтожившая почти все материальные и духовные богатства, накопленные за 1000 лет. Но невидимым и непостижимым является то чудо воскресения, которому мы с вами свидетели. На рубеже XIX-XX веков Православная Христова Церковь трудами наших будущих Новомучеников и Исповедников во главе со святым страстотерпцем Царем Николаем и Святителем Патриархом Тихоном получила такой импульс духовного возрастания и углубления церковности, который не смогли остановить ни пули, ни тюрьмы и лагеря, ни запреты церковных собраний и работы с молодежью. Уничтожая храмы, убирая в музеи святые иконы, обнажая мощи святых угодников и запрещая колокольные звоны, насаждая невиданную пропаганду материализма, атеизма и клевеща на Христианскую веру - наряду с физическим уничтожением Церковной иерархии и мирян - одним словом, используя весь арсенал подавления и репрессий, атеистическая власть оказалась бессильной перед Гонимым ею Господом нашим, Иисусом Христом, который есть дивен во святых Своих. Воистину крестом отверзается небо.
        
        Если говорить о благодатных явлениях в Православной Церкви в этот период, то вкратце их можно охарактеризовать следующими словами: "Рост общественной активности русского духовенства. Социальное служение его. Умножение числа канонизаций. Строительство новых храмов, рост числа монастырей и монашествующих. Возрождение приходской жизни, сознательное участие мирян в богослужении. "Открытие русской иконы". Возрождение древнерусского зодчества и развитие уставного церковного пения".
        Царская Семья жила в русле этих духовных исканий. Святой Царь ежедневно совершал утренние и вечерние молитвы, после утренних молитв было заведено совместное чтение святого Евангелия и Апостола дня. Регулярно Царская Семья говела и приступала к святым Таинствам Исповеди и Причащения. Порой следили за ходом службы по Богослужебным книгам, любили петь на клиросе. Религиозные вкусы святых Царя и Царицы проявились в возведении Ими Феодоровского Государева Собора в Царском селе, построенного под влиянием архитектуры Благовещенного Собора Московского Кремля. Если верхний храм Собора был украшен иконами, выполненными по древним образцам, то нижний пещерный храм в честь преподобного Серафима Саровского заключал в себе подлинно старинные иконы и утварь. Это имело большое общественно-воспитательное значение и являлось одним свидетельств особого покровительства, которое Император Николай II оказывал древнерусской архитектуре и иконописи.
        И здесь возникает удивительная параллель с Церковной жизнью Москвы 10-х - 20-х годов. Можно вспомнить, что тем же стремлением к возрождению церковному, что и Царская Семья, были проникнуты общины Высокопетровского монастыря (о. Агафона - в схиме Игнатия, священномученика), отца Романа Медведя - священноисповедника, и, наконец, Маросейка. Святой праведник Алексий Московский (Мечев) способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (в последствии монахиня Иулиания), воспитавшую целое поколение русских иконописцев. Его сын священномученик Сергий, подобно святому Царственному страстотерпцу, в нижнем этаже храма святителя Николая в Кленниках устроил храм, оформленный в древнерусском стиле. Главной же святыней Храма на Маросейке являлась (и по сей день там присутствует) Феодоровская икона Божией Матери. Эта духовная близость двух общин - Царскосельской и Московской является на наш взгляд зримым подтверждением их взаимного участия в деле канонизации Новомучеников (свв. отцы Алексий и Сергий прославлены в один день с Царской Семьей).
        В деле канонизации русских святых Государю споспешествовали святые Новомученики. Начало епископского служения святителя Николая (в миру Феодосия Никифоровича Могилевского) - будущего исповедника Алма-Атинского проходило в Чернигове, под благодатным покровом святителя Феодосия. Трудами священника Павла Кульбуша (будущего священномученика Платона, епископа Ревелького) воздвигнута в Санкт-Петербурге свято-Исидоровская церковь, ставшая главным храмом Эстонского братства. Житие, описание чудес и акафист святому Иоасафу Белгородскому составил священномученик Никодим, расстрелянный в 1919 году. В торжествах в Белгороде участвовал священномученик Иоанн Восторгов, расстрелянный годом ранее. К образу священномученика Ермогена обращались многие Новомученики, среди них - священномученик Амвросий, настоятель Свияжского Успенского монастыря, расстрелянный через месяц после участия в крестном ходе в Казани, посвященном годовщине прославления святого Патриарха. Прославление святителя Питирима Тамбовского состоялось по ходатайству и трудами архиепископа Кирилла (Смирнова), будущего священномученика, митрополита Казанского. Обследование обстоятельств местного почитания Иоанна Тобольского по Высочайшему повелению совершил архиепископ Литовский, будущий святой Патриарх Тихон.
        Особо тесная связь прослеживается между тремя святыми угодниками Божиими: преподобным Серафимом, святым страстотерпцем Императором Николаем и священномучеником митрополитом Серафимом.
Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Увеличить
 Леонид Михайлович Чичагов, будучи дворянином и офицером, приносил присягу святому Царю, когда тот по воле Своего державного Родителя стал Наследником Российского Престола, и этому обещанию полагать свой живот за веру, Царя и отечество он остался верным и в сем веке и, как увидим, и в будущем. Выйдя в отставку, принявши, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского крест священнического служения, в сане архимандрита он посетил блаженную Пашу (монахиню Пелагию) Саровскую и услышал от нее: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время прославить его косточки". Действительно, оказалось, что без воли Царя канонизация невозможна - столь велико было непонимание святости батюшки Серафима в высших кругах. Это непонимание усилилось после того, как на самом деле были обнаружены кости святого (не было нетленных мощей). Однако в Царской Семье Преподобный почитался еще с 1860 года (по свидетельству игумена Серафима Кузнецова). Архимандрит Серафим, встречаясь с Государем, успешно выполнял Царские повеления, что достаточно хорошо известно. Вот еще один удивительный факт: именно владыка Серафим, будучи Кишеневским архиепископом, сподобился освятить 27 ноября 1912 года пещерный храм Феодоровского Собора, о котором мы говорили выше, преподнеся Государеву храму бесценный дар - ковчег с частицами мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

        4/17 июля 1918 года взошла на Голгофу Царская Семья. 28 ноября/11 декабря 1937 года ко святым присоединился священномученик Серафим, увенчав собою Голгофу Бутовскую. Однако связь земная между святыми не прервалась. В 1991 году были чудесно обретены мощи преподобного Серафима. На Архиерейском Соборе 1992 года была поставлена задача подготовки канонизации Царской Семьи. Когда встал вопрос о канонизации священномученика Серафима - в Священном Синоде снова оказались члены, несогласные с таким прославлением. Тогда внучка владыки, Варвара Васильевна Черная-Чичагова, находясь уже в возрасте 80-ти лет, принимает монашество с именем Серафима 13 октября 1994 года и становится первой - после возобновления - игуменией Новодевичьего монастыря, в котором проходят заседания комиссии по канонизации. Как смогла она, будучи в столь преклонных годах, выполнить столь трудную задачу возрождения обители? Единственно, с помощью расстрелянного митрополита. Это чудо благодатной помощи дедушки убеждает колеблющихся, видимо, лучше иных аргументов, и владыка митрополит Серафим прославляется в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18/23 февраля 1997 года. Этот же Архиерейский Собор, проанализировал представленные Комиссией по канонизации материалы об Императоре Николае Александровиче и Его Семье, счел их недостаточными для канонизации, и дал распоряжение комиссии продолжить работу (которая велась уже с 1992 года - какие же новые данные могли быть найдены???). Через полтора года, 7 ноября замироточила всем хорошо сейчас известная Царская икона. Через неделю - 14 ноября 1998 года икона была принесена в игуменские покои Новодевичьего монастыря. Во время пения акафиста усилилось благоухание от иконы. Но когда икону уже унесли далеко за монастырскую ограду, ее пришлось нести назад, так как от нее началось очень обильное мироточение. Обычно миро стекает по внутренней стороне стекла киота. Здесь же чудесное истечение было столь обильным, что пропитало чехол, в котором носили икону и еще два полотенца (На них остались следы янтарного мира: на одном - 127, а на другом - 35.). Матушка, увидев столь явное чудо изображенного на иконе, но еще не прославленного святого, разрыдалась. Весь пропитанный миром чехол был оставлен ей на память, она же поднесла сие не достававшее свидетельство членам комиссии… Вот такая выстраивается цепочка событий, ведущая от прославления преподобного Серафима Саровского к канонизации Царственных Страстотерпцев.
        Праведник не умирает, но по смерти тела продолжает то служение, к которому был призван. Так и святой страстотерпец Николай продолжает оказывать благодатную в совершающемся на наших глазах возрождении Церковной жизни - в различных сторонах ее. Продолжается участие святого Царя и в деле восполнения собора Новомучеников и Исповедников Российских, наша же задача - не молчать об этих чудесах, подтверждающих действенность молитв святых угодников Божиих, истинность святого Православия. Мы получили возможность молиться святым Царственным страстотерпцам о спасении святой Руси, о благополучии семейной жизни, о помощи в борьбе с недугом пьянства, о даровании терпения болезней и скорбей.
        Святые Царственные страстотерпцы, купно со всеми святыми и Богородицею молите Бога о нас!

К началу страницы

Роль святого страстотерпца Императора Николая в прославлении русских святых до и после Его мученической кончины

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU