История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

100-летие прославления
преподобного Серафима Саровского

И СНОВА СРЕДИ ЛЕТА ПРОПЕЛИ ПАСХУ

 Источник: газета "Православная Москва",
№15 (297) август 2003г.

В Сарове и Дивееве прошли торжества, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского.
В них приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент России В. В. Путин

   Еще при своей земной жизни угодник Божий предрек, что наступит время и «среди лета запоют Пасху...» Эти слова преподобного Серафима Саровского впервые сбылись в 1903 году, когда произошло прославление угодника Божия. Для всей Святой Церкви это стало таким великим праздником, что его можно было сравнить с пасхальными торжествами.
   А второй раз пророчество батюшки Серафима сбылось в 1991 году. Это была вторая «летняя Саровская Пасха». «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», - пел православный русский народ, вновь обретший святые мощи великого молитвенника Руси. Празднества, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, по праву можно назвать третьей Саровской Пасхой.

ТРЕТЬЯ САРОВСКАЯ ПАСХА

   Однажды, находясь в Духе Божием преподобный Серафим увидел всю Русскую землю, была она как бы покрыта фимиамом молитв верующих, обращенных ко Господу. Это пророчество батюшки Серафима исполнилось уже в наше время - в дни, когда православные люди молились в тех местах, где протекала земная жизнь преподобного, где подвизался он в христианских подвигах за свой народ, за нашу страну. В дни торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, в Дивеево съехалось около пятидесяти тысяч паломников, и их молитвы, как фимиам, наполняли нашу землю. Потому что они действительно представляли здесь, на Нижегородской земле, всю нашу матушку Россию - ее крупные города и ее малые веси.
   Из маленьких ручейков, из неприметных речек, сливающихся между собой, в конце концов образуются полноводные широкие реки. Так и из отдельных паломников, из небольших групп верующих, приехавших в эти дни в Дивеево, образовалось многотысячное людское море, заполнившее все пространство внутри и вокруг обители, где, как еще при жизни предрекал преподобный Серафим, «он возляжет». Вокруг этого, теперь уже всемирно известного, села появился палаточный город, машины с номерными знаками из разных областей страны можно было встретить здесь в дни великого торжества. Около многих автомобилей разбиты разноцветные палатки: люди ночуют в них в ожидании праздника. Многих паломников приютили у себя гостеприимные жители Дивеева, еще больше разместилось в армейских палатках - такие временные городки были разбиты неподалеку от мест предстоящих торжеств.
   Многочисленные крестные ходы из разных, уголков России за несколько месяцев до начала торжеств вышли в направлении Дивеева. Накануне праздников они соединились у врат обители, которую до последних дней своей земной жизни окормлял преподобный Серафим.
   Что же заставило всех этих людей терпеть какие-то непременно возникающие бытовые лишения и неудобства, добираться сюда за многие сотни, а порой и тысячи километров? Даже и не ПРИХОДИЛО в голову задавать приехавшим в Дивеево паломникам этот вопрос. Ответ на него настолько очевиден и ясен: как и при земной жизни преподобного, так и в наши дни шли и идут к нему православные верующие с надеждой на его предстательство. А главное, о чем мечтал каждый, прибывший сюда, - приложиться к цельбоносным мощам угодника Божия, помолиться вместе с ним Спасителю рода человеческого, что значит- принести батюшке Серафиму свою любовь и благодарность за то, что никогда не оставлял жаждущих и страждущих без своей помощи. И каждый из этих людей точно знал, собираясь в дальний путь, что встретит батюшка Серафим ласковой улыбкой и искренними словами: «Радость моя». Сегодня, когда нам необходимо заступничество, все мы уверены: его мы обретем у нашего батюшки Серафима, когда обратимся к нему с искренней молитвой. Потому что для каждого он находил слова утешения. Обращение святого «Радость моя, Христос воскресе!» относится не только к тем, кто притекал к нему за помощью при его земной жизни, но и к нам, кто приходит к угоднику Божию сейчас.

СЕРАФИМ ЗНАЧИТ «ПЛАМЕННЫЙ»

   Наверное, нет в нашей Церкви ни одного человека, кто бы не знал жития преподобного. Мы напомним яркие эпизоды земной жизни угодника Божия, чтобы наше повествование еще раз показало каждому читающему эти строки, как каждодневным подвигом поста и молитвы стяжал батюшка Дух Божий. Может, этот рассказ поможет кому-то изменить и собственную жизнь.
   Преподобный Серафим родился 19 июля 1754 года в Курске. Его мирское имя было Прохор. Исидор, отец святого, был купцом. В конце жизни он начал строить собор в Курске, но умер до завершения работ. Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.
   После смерти мужа Агафья Мошнина продолжила постройку собора. Однажды она взяла туда с собой Прохора. Мальчик оступился и упал с колокольни вниз. Но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви - после падения с большой высоты ребенок не пострадал.
   Как-то Прохор тяжело заболел. Во сне он увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора на руках, он приложился к святой иконе, после чего вскоре выздоровел. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. 20 ноября 1778 года он пришел в Саровскую обитель. Под руководством старца Иосифа Прохор проходил многие послушания. Все он исполнял с ревностью и усердием.
   Через два года послушник Прохор тяжело заболел водянкой, он испытывал тяжкие страдания. Недуг продолжался три года. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала апостолу Иоанну: «Сей - от рода Нашего». После этого видения больной стал быстро поправляться.
   Пробыв восемь лет послушником в Сароаской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что означает «пламенный». Это имя точно выразило его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить.
   Во время Божественной литургии в Великий четверг иеродиакон Серафим удостоился благодатного видения. Преподобный увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху в окружении небесных бесплотных сил. Господь благословил всех молящихся. После видения преподобный Серафим усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье.
Преподобный Серафим взял благословение на новый подвиг - пустынножительство. В келье, расположенной в глухом лесу, он предавался уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу перед всенощной и возвращался в келью после литургии, за которой причащался Святых Тайн.
   К нему все чаще стали приходить братия и миряне за советом, но преподобный затворился от мира, преградив путь к себе. Он усилил свои подвиги. Каждую ночь поднимался на огромный камень в лесу, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же молился в келье, также на камне, который принес из леса. Так продолжалось 1000 дней и ночей.
   В1825 году преподобный Серафим по повелению Божией Матери вышел из затвора. Он завершил круг своего спасения и теперь должен был угождать Богу через служение другим. Годы уединенной молитвенной жизни открыли у него дары прозорливости, духовного совета, целительства. Таких случаев, описанных очевидцами, дошло до нас сотни. Всего же их было не сосчитать.
   В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.
   За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных.
   Скончался преподобный Серафим 2 января 1833 года у себя в келье, стоя в молитве на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление».

НАЧАЛО ТОРЖЕСТВ

   29 июля стало началом торжеств, посвященных 100-летию со дня прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Сразу же после Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Дивеевского женского монастыря началось молитвенное шествие. Его возглавлял сам угодник Божий - впереди крестного хода священнослужители несли раку с мощами Саровского чудотворца. В молитвенном шествии, по сведениям правоохранительных органов, участвовало более шести тысяч паломников. Верующие же считают, что их было не менее тридцати тысяч. Люди приехали со всех уголков России, из дальнего и ближнего зарубежья. Освящение престола храма во имя преподобного Серафима Саровского.
   На праздник пришли более десятка крестных ходов из Москвы и Сергиева Посада, Сочи, Екатеринбурга, Курска и даже из Сибири и с Дальнего Востока. Впереди крестного хода шли двести священнослужителей и четыреста хоругвеносцев. Под пение тропарей, молитв верующие направляются в Саров, расположенный примерно в двадцати километрах от Дивеева.
   Невозможно не провести параллели с теми событиями, которые проходили на этой земле век назад. Вот записи из дневника императора Николая II. Именно при нем состоялось прославление батюшки Серафима. Со временем сбылось и предсказание преподобного о царе-страстотерпце. «Царя, который меня прославит, и я прославлю», - говорил Саровский чудотворец.
«18 июля -пятница. Во время крестного хода, при изнесении мощей из церкви Свв. Зосимы и Савватия, мы несли гроб на носилках. Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу»;
«19 июля.- суббота. Так же умилителен, как вчера, был крестный ход с гробом, но с открытыми мощами. Подъем духа громадный и от торжественности события и от поразительного настроения народа»,- делился своими впечатлениями Государь Николай II.
   Такой же громадный подъем духа испытывали верующие люди, шествующие за мощами Саровского чудотворца в дни нынешних торжеств. У многих верующих в руках иконы батюшки Серафима. На хоругвях - образы Спасителя, Царицы Небесной, Царя-мученика. Вечером этого же дня на торжества в Саров прибыл Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексии II. Его Святейшество встречали Полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, губернатор Нижегородской, области Г. М. Ходырев, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Е. Б. Люлин, директор Российского федерального ядерного центра Р. И. Илькаев, другие руководители города и области, православные жители Сарова и паломники, прибывшие на торжества.
   В этот же день состоялось всенощное бдение накануне одного из кульминационных событий торжеств - освящения храма в честь преподобного Серафима в городе Сарове.

ОСТРОВ СВЯТОСТИ В ЯДЕРНОМ ЦЕНТРЕ

   На богослужение в храм во имя преподобного Серафима, к сожалению, могли попасть далеко не все желающие.Саров-закрытый город: здесь действует особый режим посещения. В В 1946 году на месте, где была когда-то Саровская обитель, возник секретный объект, попасть в который без особого пропуска практически невозможно. За время своего существования он сменил не одно название. Был известен как Россииский ядерный центр, город Арзамас-16.
   Потом его переименовали в Кремлев. И только в 1995 году Сарову было возвращено его историческое название.А ведь было время, когда поток богомольцев сюда не иссякал. В Начале XIX века в основном завершилось формирование архитектурного облика монастыря. Впечатление, которое производил он на паломников, усиливалось тем, что находился Саров вдали от обитаемых мест, среди лесов, полностью оправдывая свое название «пустыни». Большинство богомольцев добиралось до Сарова пешком, и вовсе не по причине отсутствия денег на лошадей. Проделать путь пешком означало еще и определенный подвижнический подвиг. Дорога шла через красивый лес. Наконец она делала крутой поворот - и путникам открывался величественный монастырь, стоящий на высоком холме, с золотыми куполами церквей и красавицей колокольней.
   Расцвет Саровской пустыни пришелся на начало XX века. Тысячи людей ежедневно посещали ее. Монастырь просуществовал недолго - около 200 лет, но его история оставила нам великих подвижников Церкви, среди которых яркой звездой сияет преподобный Серафим.
   Октябрьский переворот 1917 года явился концом мирной жизни обитателей монастыря. В 1918 году земли обители национализировали, началась конфискация церковных ценностей. Вокруг монастыря возник поселок. Для сохранения своего хозяйства монахи хотели, чтобы их официально признали трудовой артелью, и -представили властям проект ее устава, имевший, кстати, большое сходство с уставом общежительным монастырским, но получили отказ. В 1927 году Саровская пустынь была окончательно закрыта. Незадолго до этого арестовали ее последнего игумена. На следующий год здесь организовали колонию для беспризорников, потом на ее месте возник механический завод.
   Когда весной 1946 года искали место под будущий ядерный центр, остановились на Сарове. Периметр объекта, так с тех пор стало называться это святое место, обнесли несколькими рядами колючей проволоки. Так святые места оказались недоступными для верующих.

ПЕРВЫЙ ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОГО

   Звон колокола объявил о начале первого после многих лет поругания богослужения в храме в честь преподобного Серафима Саровского. Чтобы к общей молитве могло присоединиться как можно больше верующих людей, на Соборной площади города, а также в Дивееве были установлены экраны, на которых транслировалось патриаршее богослужение. Первосвятитель, иерархи, священнослужители нашей Церкви прикладываются к мощам преподобного Серафима - рака с его мощами установлена справа перед алтарной частью.
   Начинается чин Великого освящения восстановленного храма, который совершает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
После освящения престола Предстоятель Русской Православной Церкви совершает каждение воссозданного собора. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир окропляет стены нового Дома Божия святой водой. Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет помазует стены освященным елеем.
   И вот архидиакон возвещает о начале первой за многие годы забвения Божественной литургий в стенах возвращенного верующим храма. Ее совершает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили Святейший Патриарх Сербский Павел, Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всей Америки Герман, Постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, сонм правящих архиереев Русской Церкви, представители Поместных Православных Церквей. На освящении собора и Божественной литургии присутствовали Полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, заместитель председателя Государственной Думы Л. К. Слиска, высшие руководители федеральных и областных органов власти, военачальники, представители деловых кругов и общественности, сотни верующих. За патриаршим богослужением молились члены Императорского Дома Романовых.
   По окончании богослужения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к присутствовавшим с первосвятительским словом. В частности, он сказал: «Наученная горьким опытом, Россия вновь обращает свой взор к преподобному Серафиму. Возобновление храма над кельей преподобного является знаком нашего покаянного обращения к Небесному Отцу, нашей общей ответственности за все, что происходит с нами и вокруг нас, нашей смиренной и бесконечной благодарности Господу за Его неизреченное милосердие к нам недостойным. Пусть возрождение этого Дома Божия послужит созиданию нерукотворных храмов в душах самых разных людей - от государственного мужа до простого крестьянина. Господь, говорил преподобный Серафим, ищет сердца, преисполненные любовью к Богу и ближнему, - вот престал, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы».
На молитвенную память о великой духовной радости этого дня Предстоятель Русской Церкви передал в дар возрожденному храму образ преподобного Серафима.
   В ответном слове епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий сердечно поблагодарил Предстоятеля нашей Церкви за то, что он возглавил нынешние торжества. «Когда преподобного Серафима спросили, в чем смысл жизни, он ответил, что главное дело человека - стяжание Духа Святого, "духа мирна". По милости Божией пришли времена, когда общество, прежде разделенное противоборствами, созрело для того, чтобы внимать слову преподобного. Ваше Святейшество, как Первоиерарх Церкви Вы имеете непрестанное попечение о том, чтобы из нашей жизни ушли злоба, ненависть, вражда друг к другу, чтобы в наших сердцах непрестанно звучало приветствие преподобного Серафима, обращённое и к нам, ныне живущим: "Христос воскресе, радость моя!"» - сказал в своем слове епископ Георгий.
   Храм, который первым не только в России, но и во всем мире стал носить имя преподобного Серафима Саровского, был освящен 21 июля (по ст. стилю) 1903 года. Часто его называли храмом над кельей, потому что построен он был над кельей, в которой отошел ко Господу батюшка Серафим. Зайти и помолиться в этом святом месте, где много лет жил и скончался преподобный, стремились многие паломники. Келью никто из братии не занимал уже с 1864 года. Со временем появилась мысль выстроить над ней храм. Находившийся на этом месте одноэтажный братский корпус был разобран, нетронутой осталась лишь келья-святого. Над ней были сооружены стены и своды новой церкви.
   Только в конце прошлого года храм, в котором располагался городской театр, был возвращен верующим. С этого момента начинается отсчет новой истории церкви, запечатленной в ее современной летописи. Вот несколько ее главных вех:
«9 ноября 2002 года. В здании храма Преподобного Серафима Саровского состоялось последнее театральное представление. На следующий день начался демонтаж театрального оборудования.
11 ноября 2002 года. В возвращенном храме его настоятелем игуменом Иоасафом (Подгоровым) совершен первый молебен.
15 января 2003 года. На храме Преподобного Серафима Саровского установлен первый купол с крестом, изготовленный на средства жертвователей.
29 апреля 2003 года. 50 иконописцев под руководством Ярослава Рылло и Дарьи Шебалиной приступили к росписи храма Преподобного Серафима. За три месяца им предстояло расписать 2,5 тысячи квадратных метров сводов и стен.
27 июля 2003 года Перед храмом Преподобного Серафима смонтирована звонница, на которой установлены 8 колоколов. Самый крупный - около 4 тонн».
   Храм Преподобного Серафима Саровского - незабываемое чудо наших дней. Воссозданный всего за несколько месяцев, он встретил молящихся в своей неземной красе. Художники, отделочники, строители разных профессий принесли в дар Господу и Его угоднику преподобному Серафиму все свои таланты. Искусно изготовленный палехскими мастерами иконостас темного дерева с позолотой стал одним из главных украшений воссозданного Дома Божия. Над ним написана величественных размеров фреска, которая изображает явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Батюшка Серафим смиренно преклонил колена пред Пречистой Девой. Она, в окружении ангелов и угодников Божиих, обращается к молитвеннику за землю Русскую.
   Сюжетов из жития Саровского чудотворца на стенах новоосвященного храма представлено немало. Над ними расположена фреска с изображением Царственных страстотерпцев. Как не вспомнить еще раз пророческие слова преподобного Серафима: «Царя, который меня прославит, и я прославлю».

КЕЛЬЯ ПРЕПОДОБНОГО

   Воссозданную церковь и ныне по праву можно снова называть храмом над кельей. Келья батюшки Серафима восстановлена на месте той, что стояла здесь в былые времена. Когда театр покинул здание храма и строители приступили к разборке пола, они обнаружили остатки кирпичного фундамента, рассказал нам заместитель председателя Приходского совета храма М. И. Чумак.
   Археологи установили, что именно на этом месте располагалась келья преподобного. Архитектором Троице-Сергиевой лавры С. В. Демидовым был разработан проект ее восстановления. По старинным фотографиям, рисункам воссоздали весь облик кельи в том виде, как это было при батюшке Серафиме. Здесь и икона Божией Матери, перед которой преклонял колени преподобный, и мантия батюшки, и лежанка, и сундук, и домотканые половички, которые пожертвовали благочестивые жители города.
   Часть вещей, воссоздающих атмосферу того времени, передана из Дивеевской обители. К сожалению, трудно установить, какие из этих вещей помнят батюшку, - богоборческое время не донесло до нас святынь, связанных с именем преподобного. Но прежний облик кельи восстановлен буквально до гвоздя, утверждает Михаил Иосифович, - реставраторы очень скрупулезно подходили к своей работе. Даже еще раз заставили оштукатурить воссозданную келью, потому что рисунок штукатурки отличался от того, что сохранился на документальных свидетельствах. Можно сказать, улыбается М. И. Чумак, что если бы сюда заглянул батюшка Серафим, он пришел бы, как к себе домой.

КОЛОКОЛЬНЯ И КОЛОКОЛ

   Украшением Саровской пустыни стала колокольня. И до сего времени это здание остается самым высоким в городе - ее высота 81 метр. За время существования монастыря колокольня трижды перестраивалась. Нынешняя заложена в 1789 году. Возводили ее десять лет. В первом ярусе находились Святые врата, над ними располагалась монастырская библиотека. Во втором ярусе была церковь во имя святителя Николая. В третьем и четвертом размещалась звонница, в которой было 19 колоколов. Над звонницей - часы. По традиции звонарями в Саровской пустыни были слепые монахи.
   В июне 2003 года на колокольне установили маковку и крест, хотя здание по-прежнему занято оборудованием телерадиоцентра.
Историю спасения колокольни от разрушения нам рассказал местный житель Д. В. Сладков. В 1951 взорвали один собор в Сарове, а в 1954 - другой. Якобы они мешали движению. Вслед за этим в город пришел приказ разобрать колокольню, как «ориентир на местности, демаскирующий секретный объект».. Уже были подготовлены документы на подрыв здания. В то время директором объекта был назначен Борис Глебович Музруков. Он еще в годы войны был руководителем «Уралмаша», и именно при нем началось на заводе производство танков, приблизивших победу нашего народа над врагом. Что сделал Борис Глебович? Он написал в Москву письмо приблизительно следующего содержания: вот уже несколько лет, как запущены в космос искусственные спутники Земли, начинается бурное развитие космической фотографии, в том числе и с разведывательными целями. .Поэтому колокольня теряет свое значение ориентира. Тратить государственные деньги на его разборку считаю бесхозяйственным. Так, благодаря надуманной казуистике, удалось спасти колокольню. Люди, которые близко знали Б. Г. Музрукова, хорошо понимали, что руководствовался при этом Борис Глебович вовсе не желанием сэкономить народные средства, его главной целью было стремление сохранить красавицу колокольню. Неподалеку от колокольни построена пока временная звонница. В ней установлены колокола, отлитые Московским НИИ цветных металлов специально для храма Преподобного Серафима Саровского. Самый большой из них весит более четырех тонн. На нем сделана памятная надпись: «Колокол изготовлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, старанием и радением епископа Нижегородского и Арзамасского Евгения, в год столетия причисления к лику святых преподобного Серафима Саровского, в дар Саровской пустыни от Президента Владимира Путина».
   Владыка Евгений, к сожалению, не услышал, как этот колокол впервые огласил окрестности своим красивым мелодичным звоном - он не дожил до того момента. А колокол уже зовет прихожан в храм. Звук его долго не затихает. Когда он будет поднят на колокольню, его удары услышат даже в Дивееве - в обители, которую так опекал батюшка Серафим.

ТОРЖЕСТВА ПРОДОЛЖАЮТСЯ

   На следующий день на торжества, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского прибыл Президент России В. В. Путин. При входе в новоосвященный храм главу Российского государства встречал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Президент России приложился к мощам преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви и глава государства вошли в келью преподобного, воссозданную в храме.
   Торжественные песнопения заполняют все пространство церкви. Рака с мощами батюшки Серафима торжественно переносится из храма на Соборную площадь. За ней следует сонм иерархов и священнослужитей Православной Церкви. Возглавляет торжественное шествие Святейший Патриарх Алексий II.
   Перед величественной колокольней сооружен высокий постамент. На нем устанавливают раку с мощами преподобного Серафима. Все пространство площади и прилегающих улиц заполнено людьми. Это участники крестного хода, которые после торжественного молебна отправятся в Дивеево. В их руках иконы с изображением преподобного, хоругви, цветы. Здесь собрались посланцы многих епархий. Не всем желающим удалось попасть сюда из-за строго пропускного режима в город, но те, кто оказался в этот момент на Соборной площади, считали себя поистине счастливыми людьми. На рубашках многих молящихся проступала соль - знак того, что люди эти пришли издалека Так оно и было. Нам удалось поговорить с некоторыми из них. Один мужчина средних лет вместе со своими братьями по вере крестным ходом преодолел путь из Сибири, другой пришел из Курска, третий из Петрозаводска. Но не усталость читалась в их облике, их лица излучали радость великого праздника, неземного торжества. О таких людях говорил в свое время батюшка Серафим: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».
   Вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви за богослужением на Соборной площади молились Святейший Патриарх Сербский Павел, Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман; представители всех Поместных Православных Церквей; члены Священного Синода Русской Православной Церкви; сонм епархиальных архиереев и клириков Московского Патриархата. Гостями праздника стали представители традиционных религий России.
   «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», - звучат с постамента слова пасхального песнопения. «И сущим во гробех живот даровав», - отвечает многотысячный хор на площади. Вот и пришла на Святую Русь третья Саровская Пасха.
   Святейший Патриарх Алексий II обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Здесь, на этой земле, освященной подвигом преподобного Серафима, в этот день и час, когда празднуется столетие со дня его прославления, явственно чувствуется связь между славным прошлым России и, верю, ее не менее славным будущим. Путь в такое будущее указан нашими великими предками, среди которых - преподобный Серафим Саровский», -отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
   В ответном слове Президент России В. В. Путин подчеркнул: «Россия знает много ярких подвигов служения Богу, служения своему народу и Отечеству. Жизнь Серафима Саровского является одним из наиболее ярких примеров такого подвига.»
   По окончании праздничного молебна состоялась личная беседа Предстоятеля Русской Православной Церкви и главы Российского государства. Президент России В.В. Путин наградил митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, сопредседателя Оргкомитета по подготовке к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Член Оргкомитета по подготовке к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий удостоен ордена Дружбы.
   Глава государства тепло поздравил иерархов Русской Церкви с высокими государственными наградами, выразив в их лице признательность всей Православной Церкви за неустанные труды по возрождению духовных традиций, укреплению нравственных основ российского общества и утверждению духа братолюбия и согласия между народами нашей многонациональной страны. «Искренне благодарю за служение Богу, России и ее народу», - сказал Президент В. В. Путин.
   А в это время многолюдный крестный ход, в котором приняло участие до десяти тысяч человек, с мощами преподобного Серафима направился из Сарова в Дивеево.

ЧЕТВЕРТЫЙ УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

   В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. «Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим», - говорил святой. Он всегда держал в своем сердце слова Царицы Небесной: «Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во Вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву Матерь Света и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
   Сейчас это место - поистине уголок рая небесного на земле: на территории обители благоухают яркие цветы, купола величественных храмов возносятся к небу, далеко окрест плывет колокольный звон, тысячи паломников съезжаются сюда. Здесь, в Троицком соборе, покоятся и мощи преподобного Серафима, обретенные чудесным образом второй раз в январе 1991 года. В этом же году Промыслом Божиим была восстановлена богослужебная жизнь и в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.
   Угодник Божий при жизни много раз предрекал: плотию он возляжет в Дивееве. Сестрам монастыря старец передал свечу и при этом предсказал: огоньком этой свечи вы встретите меня у себя. Реликвия переходила из рук в руки и оказалась у последней насельницы обители - схимонахини Маргариты(Лахтионовой). Когда в 1991 году среди лета пели Пасху Воскресной Радости, обретя мощи преподобного Серафима, исполнилось слово святого. Протодиакон вещественным огнем легендарной свечи встречал того, кто носил в себе негасимый невещественный Огнь Духа.
   Сейчас в обители, рассказывает игумения Сергия (Конкова), настоятельница монастыря, - каждый день служатся ранняя и поздняя литургии. После утреннего богослужения - обед. Большинство сестер из-за послушания ходят на раннюю литургию, чтобы в 8 часов приступить к работе. После обеда - вновь на послушание. В 17 часов начинается вечерняя служба в храме. Затем - ужин.
Потом совершается крестный ход по Канавке и вечернее правило. Оно состоит из молитв на сон грядущий, чтения Деяний святых апостолов и Евангелия. Заканчивается монастырский день около 23 часов.
   Всего сестер в обители более 350, включая и тех, кто проживает в скитах. Поступление в монастырь занимает несколько лет. Желающие стать инокинями обители проходят обязательный испытательный срок - искус. Два-три года послушница проверяет свои силы. Если она готова выдержать монастырский распорядок и взять на себя бремя Христово, то совершается постриг. Но бывает и так, что искус продолжается до десяти лет.

«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, РАДОСТЬ МОЯ!»

   Вершиной праздника стали Божественная литургия и молебен, совершенные под открытым небом на Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
   Яркое августовское солнце осветило широкий помост, специально установленный перед Преображенским собором обители. Белоснежная сень укрывала его. На помосте установлены выносной престол, жертвенник и рака с мощами преподобного Серафима.
Многие верующие остались на площади еще с вечера - занимали здесь места уже после окончания всенощного бдения, совершенного накануне праздника обретения мощей угодника Божия. Каждому хотелось оказаться поближе к происходящему.
   Почти от самого белоснежного Преображенского собора до врат обители раскинулся ковер из зеленой травы и цветов - его «соткали» за одну ночь насельницы монастыря. С минуты на минуту ожидается приезд сюда Предстоятеля Русской Православной Церкви.
   С колокольни рассыпался переливчатый звон колоколов, возвещающий, что прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексии II. Начинается праздничная Божественная литургия. Первосвятителю Русской Православной Цекрви сослужили Святейший Патриарх Сербский Павел, Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман, представители Поместных Православных Церквей, члены Священного Синода, сонм епархиальных архиереев и духовенства Русской Православной Церкви. На языках всех Поместных Православных Церквей звучали литургические возгласы во время богослужения.
   На празднике присутствовали Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, губернатор Нижегородской области Г. М. Ходырев, члены Российского Императорского Дома Романовых.
   В день памяти преподобного Серафима в Дивеевской обители - четвертом уделе Пресвятой Богородицы на земле - собралось более двадцати тысяч паломников. Пятьдесят потиров вынесли священнослужители из алтаря, чтобы причастить в этот день верующих.
   После совершения Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексии II обратился к многочисленным верующим, собравшимся на Соборной площади Серафимо-Дивеевского монастыря, с первосвятительским словом.
   «Преподобный Серафим Саровский соединил в себе подвиг отречения от мира и подвиг служения миру. Он явил пример подлинно христианской жизни, направив тысячи людей к стяжанию благодати Духа Святаго, - отметил Его Святейшество. - Зримым свидетельством его трудов является Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Как и многие святыни нашей земли, этот монастырь подвергся разорению в годы гонений на веру Христову. Но сегодня мы переживаем радость возрождения этой обители - возрождения, предсказанного преподобным Серафимом Саровским. За короткий срок произведены впечатляющие реставрационные работы. Заботами насельниц, тружеников, паломников, благотворителей преобразился и сам монастырь, и все, что его окружает. Успешно восстанавливается храм в честь Казанской иконы Божией Матери, откуда начиналась Дивеевская обитель, возрождается Богородичная Канавка, освященная молитвенным подвигом преподобного старца».
   Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил члена Оргкомитета по подготовке к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия орденом Святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, II степени. Вручая высокую награду, Его Святейшество отметил, что за шесть месяцев своего служения на Нижегородской кафедре владыка Георгий сделал очень многое для восстановления Серафимо-Дивеевской обители и организации юбилейных торжеств в честь 100-летия прославления преподобного Серафима.
   Святейший Патриарх Алексий передал настоятельнице Серафимо-Дивеевской обители игумений Сергии список Почаевской иконы Божией Матери. Он также преподнес в дар обители икону преподобного Серафима Саровского с клеймами, изображающими эпизоды жития угодника Божия. Этот образ Предстоятелю Русской Церкви передал Президент России В. В.Путин. Предполагается, что именно эта икона пребывала в Серафимо-Дивеевском монастыре до его закрытия.
   И снова зазвучали в обители праздничные пасхальные песнопения, и слышался в них голос самого угодника, Божия, защитника земли Русской, преподобного Серафима, обращенный ко всём нам: «Христос воскресе, радость моя!».

А.ХЛУДЕНЦОВ
Москва-Саров-Дивеево-Москва

Вернуться к началу страницы    На первую страницу

И снова среди лета пропели Пасху. 2003 г. - год 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского.

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU