История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Преподобный Давид Гареджийский

   

Увеличить


Молитва

Справочная информация

Ссылки

    ДАВИД Гареджийский - Иверский (6 в.), христианский монах, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства; один из основателей грузинского монашества.
    Память его в Православной церкви совершается 7/20 мая и в четверг по Вознесении.
    Преподобный почитается женщинами как усердный молитвенник о их чистоте и чадородии.
    Икона, а также масло, освященное на мощах, и вода из источника "Слезы Давида" преподобного Давида Гареджийского, имеющего благодать от Господа помогать женщинам в их нуждах, есть в храме Троицы Живоначальной на Грязех:
г. Москва, ул.Покровка, 13. ст.м. <Китай-город> или <Чистые пруды>.
    В храме по понедельникам в 17.00 служится водосвятный молебен преп. Давиду Гареджийскому

Как известно началом новой христианской эры в истории Закавказья стал 4-й век. Проповедь святой Нины открыла сердце Грузии для Евангелия. Крестились царь Мириан и царица Нана и большинство народа. При царях Бакаре и Вахтанге приняли христианство горные племена. Однако маздеизм (огнепоклонство), получая поддержку со стороны Ирана, сохранялся в некоторых областях Грузии и в городах, находившихся близ караванных дорог. Значительное число огнепоклонников оставалось среди князей персидской ориентации, купцов, непосредственно связанных с Ираном, и ремесленников, живших в Тбилиси и других городах Картли.

В 6-ом веке происходит знаменательное событие в духовной жизни Грузии - приход из Антиохии сирийских монахов во главе с игуменом Иоанном. Их целью было учреждение монашеской жизни по антиохийскому уставу и продолжение евангельской проповеди в Грузии. Ученики преподобного Иоанна, великие подвижники и аскеты, отличались высоким богословием и философским образованием. Игумен Иоанн, основал монашескую обитель в Зедазени, разослал своих учеников по всем концам Картли и Кахети, как новых апостолов.

Любимый ученик Иоанна Зедазени - преподобный Давид - поступил как доблестный воин, который бросается во время битвы в самую гущу, где решается её судьба, где знаменосцы обеих сторон хотят водрузить знамена. Он взял монашеский посох, чётки, надел схимнический куколь и отправился в новую столицу Грузии - Тбилиси, город крепость на перекрёстке дорог из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам. В Тбилиси привозили ткани из Персии и Китая, драгоценные камни и благовония из Индии, оружие из Византии, ковры и лазурит из Турана, коней из Аравии. Целые кварталы занимали ремесленники. Особенно славились грузинские мастера обработкой металла и изделиями из серебра. Кузнечные ряды и рынки Тбилиси напоминали Дамаск.

На улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов, одетых в чёрные халаты, индийских браминов и факиров, иссохших от поста, как деревья зимой буддийских монахов, закутанных в жёлтые одеяния, словно спеленованных в саваны, и иудейских раввинов с повязками на лбу, где хранились выписки из торы.

Преподобный Давид поселился на горе, поросшей вековыми деревьями и колючим кустарником. Своими руками он выкопал в недрах скалы пещеру, похожую на нору, и начал свой подвиг с покаянной молитвы. Он молился о прощении грехов жителей города и каялся, как будто это были его собственные грехи. Такова природа любви: все своё и себя самого отдавать другим, а на себя принимать их тяжесть и боль. Из очей преподобного текли потоки слёз, как у апостола Петра, когда тот вспоминал о своём отречении от учителя. Слёзы покаяния это хрустальная кровь сердца это белоснежно одеяние, в которое облачается душа. Пред ясновидящим взором Давида лежал весь город как прозрачное море, от дворцов царей до хижин бедняков. Своей молитвой он покрывал его, как орёл гнездо своими крыльями. Воздетыми в молитве руками, как Моисей, охранял город от невидимых и видимых врагов.

К западу от Иерусалима высится гора Сион. Сион означает "сторожевая башня", она защищает с запада Иерусалим, как нерукотворная стена.

К западу от Тбилиси стоит, как Сион, гора святого Давида. Она как бы охраняет город от царства ада, от сатанинских сил. С востока Тбилиси открыт для лучей восходящего солнца. Восток - символ духового света и спасения. После молитвы преподобный Давид выходил на уступ горы и благословлял Тбилиси. Он стоял над обрывом, как на площадке крепостной башни, между скал и камней, как между зубцами бойниц.

Каждый четверг сходил преподобный в Тбилиси: проповедовал Евангелие, беседовал с народом, молился в храмах, а остальные 6 дней пребывал в безмолвии и затворе. По преданию, путь, по которому сходил преподобный в город, никогда не застраивался. Поэтому улица, ведущая к подножью горы, имеет форму изгибающейся тропинки. В сердце Давида обитал Дух Святый, поэтому каждое слово, исходящее из его уст, властно действовало на души людей, проникало до самой глубины человеческих сердец, пленяло их силой истины, как дивным небесным песнопением.

К какому роду принадлежал преподобный, мы не знаем, но весь его образ дышит неизъяснимым духовным благородством, особой нежной духовной простотой и красотой. Кто он был, князь или простолюдин, какое он имел образование, нам тоже неизвестно. Но он знал средство обращать огнепоклонников и язычников в христианство, сражаясь словом как мечом.

И вот в память того, что преподобный Давид спускался в город и беседовал с жителями Тбилиси, церковь установила каждый четверг совершать богослужение на месте его подвигов. И люди идут по той дороге, по которой некогда спускался Давид.

В Кашветской церкви находится древний, чудотворный образ преподобного Давида. У жителей города, ещё не так давно был обычай, по пути в церковь св. Давида заходить в эту церковь поклонится образу преподобного.

Но вернёмся в век 6-ой: всё больше людей обращалось в христианство. Гасли "вечные" огни в запустевших капищах зороастрийцев. И враги христианства решили убить Давида. Но не оружием - ведь тогда он сделался бы мучеником, и мёртвый был бы ещё страшней врагам Христа. Решили они, оклеветать его с тем, что бы сам народ изгнал его из города как прокажённого. Они подкупили падшую женщину, и она оклеветала преподобного. Но Господь явил перед всем городом чудо. Младенец, во чреве недостойной матери, обличил её и тогда толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями. На этом месте и построена церковь, названная Кашветской (Квашетская от слова ква - камень). Камень клеветы, брошенный в угодника Божьего, превратил в камень ребёнка блудницы, холм из камней скрыл её тело… Люди стали просить у преподобного прощения за то, что уподобились тем, кто кричал Христу "Осаниа!" а после "Распни его!".

Скорбя о казни клеветницы, преподобный положил на волны Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на неё. Свершилось чудо, которое ещё раз наглядно доказало святость Давида. Он поплыл как на ладье, вниз по течению реки. Когда его оклеветали, он, придя на суд ни сказал ни слова в своё оправдание. А когда стал прославляем как великий чудотворец, покинул город, не взяв с собой ничего, кроме монашеского посоха. Толпа долго бежала с плачем и криком по берегу реки за преподобным. Но он неподвижно стоял, погружённый в молитву, как столпник на каменном столпе, не оборачиваясь назад, пока город не скрылся за поворотом реки. Преподобный удалился в Караязские степи, Гареджийскую пустынь, изрезанную холмами и горами, похожую на пустыни Египта. Недаром впоследствии Гареджи назвали Иверской Фиваидой. Здесь он встретил отшельника, который жил в пустыне задолго до его прихода - преподобного Додо. Этот анахорет родом из кахетинских князей, оставил мир, богатство и почести без сожаления, как стряхивает путник прах и пыль со своих ног, возвращаясь домой. В выжженной солнцем пустыне, где прячутся в расщелинах скал змеи, встретились 2 монаха, 2 земных ангела. Прошло время, и уединённое убежище преподобного было открыто охотниками. К нему стали сходится люди, жаждущие монашеской жизни. В Гареджи был построен пещерный монастырь (наподобие кападокийских), который через несколько столетий превратился в огромную лавру, в город монахов.

Преподобный Давид захотел помолиться у святынь Палестины. Поручив монастырь преподобному Додо, он вместе с учеником Лукианом отправился в далёкий путь. Они решили идти пешком. Паломничество в Палестину было опасным путешествием, над паломниками днём и ночью, подобно дамоклову мечу, висит страх плена и смерти. Дорогу преграждали разбойники и дикие звери, нападавшие на путников в безлюдных местах, злодей и убийцы, прятавшиеся в лесах и пещерах, еретики и язычники ненавидевшие православных, как своих врагов.

Паломники обычно шли, собираясь большим отрядами, сопровождаемые войнами. Но монахи шли одни, чтоб не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Они шли опустив глаза, не оглядываясь по сторонам, закрыв монашеским куколем лица. Весь путь был для них духовными ступенями, лестницей, по которой в древние времена паломники с пением псалмов поднимались в Иерусалимский храм. Преподобные взошли на Сионскую гору. Внизу расстилался Иерусалим, город, где Сим, старший сын Ноя устроил гробницу для головы Адама и воздвиг над ней холм, называемый Голгофа. Город, где царствовали Мелхиседек, Давид и Соломон. Город, который предназначен был стать духовной столицей мира. Здесь был распят Христос, как Сын человеческий, здесь он воскрес как Сын Божий.

В святынях земного Иерусалима преподобный Давид увидел славу Небесного Иерусалима, которая открылась тайно зрителю Иоанну Богослову, в виде сходящего с небес города, построенного из драгоценных камней.

Преподобный Давид послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам в это время молился у городской стены. Вернувшись, преподобный Лукиан застал своего учителя стоящим на том же месте, погружённым в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащих у стены и поспешил в обратный путь. Ночью, Иерусалимский Патриарх, Илья видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и ничего не взял, кроме трёх камней, лежащих недалеко от ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли 2 камня обратно, а третьи оставили преподобному, и тот принёс его в Гареджийский монастырь. В Грузии существует предание, что 3 посещения Гареджийской пустыни, равны паломничеству в Иерусалим.

На месте монашеских подвигов преподобного Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая 12 монастырей. Преподобный Давид погребён в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан, по слову спасителя: "Где Я, там и ученик Мой будет".

Гору Давида возвышающуюся, как крепость, над Тбилиси, народ назвал Мтацминда (Святая Гора), так называется старый Афон - удел Богоматери. В пещере, где молился преподобный, из скалы течёт родник, называемый "Слезами Давида". В Гареджийской пустыне после краткой весны, которая расстилает свой яркий разноцветный ковёр по земле, наступает знойное и засушливое лето. Цветы блекнут, трава засыхает. Кажется, что всё вымерло и уснуло, только орёл неподвижно висит в воздухе, высматривая добычу. Летом Гареджийская пустынь становится похожей на царство смерти и молчания.

Источник публикации: Абхазия

В начало страницы

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Давиде отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4: Примечание

Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

Кондак, глас 8:

От сирийских источников возшел еси, звездо пресветлая, и пустыню Гареджийскую сиянием Духа озарил еси; яко пришествием своим иноческий рай соделал еси, произрастив в пустыне словесный вертоград. Сего ради не оставляй хранити его, Давиде возлюбленный.

Ин кондак, глас 4: Примечание

От Междуречья взошел еси, звездо всесветлая, и прешел в пустыню Гареджи, и отонуду явлением твоим, яко рай, от насаждений святых прозябают насаждения словесныя , о нихже не престай молитеся, Давиде блаженне.

Перевод с грузинского

В начало страницы

Справка

Грузинская Православная Церковь-одна из автокефальных Православных Церквей.
По преданию, христианство в Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV в. в Грузии существовали значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 г. от Антиохийской Церкви.
Наиболее почитаемые святые: равноап. Нина (+ 335), вмч. Георгий Победоносец (+ 303), прп. Шио Мгвимский (IV в.), прп. Давид Гареджийский (VI-VII вв.), св. блгв. Царь Давид Возобновитель (Строитель; + 1125), св. блгв. Тамара, царица Грузинская (+ 1207).

Зримая связь для нас с Грузинской Православной Церковью - исповедница матушка схиигумения Фамарь, настоятельница Серафимо-Знаменского скита, грузинско-русской жемчужины.

В начало страницы

Преподобный Давид Гареджийский.Xpaм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево.

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU