История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресБиблиотека
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Матушка Серафима и новая икона святых
Царя Николая, митрополита Серафима
и преподобного Серафима Саровского.

Нам удалось узнать будущую матушку Серафиму в церкви св. пророка Илии Обыденской, где она, как известно, стояла за свечным ящиком, выйдя на пенсию. Кто она стало известно после. А первое время её воспринимали как строгую в своём смирении новую сотрудницу прихода. Постепенно она стала принимать участие в разных сторонах приходской жизни. Не раз приходилось с ней для молитвы выходить за пределы нашего общего храма. Встретили её в Дивееве в дни принесения мощей преподобного Серафима. Молящихся были многие тысячи. В Троицкий собор трудно было войти. В соборе от иконостаса до портала паперти плотно стоял народ. Не пройти, а пошевельнуться, перекреститься было трудно. Где-то в этой массе находилась маленькая фигурка внучки митрополита, некогда возглавившего по повелению Царя торжества прославления Преподобного. Варвара Васильевна отказалась подняться на хоры, считая себя недостойной выделяться из общей среды паломников. В гуще народа она чувствовала себя на месте. Она привыкла быть среди молящихся с детства, среди народа и с ним, с войны.

Матушка всегда душой была связана с Дивеевым. Там мощи преподобного Серафима, имя которого было дано ей при монашеском постриге, там трудился её Дед, там похоронена бабушка Наталия Николаевна. Могила её в семейном склепе была на святом участке, ограждённом Святой Канавкой. Владыка Серафим имел от Царя письмо с указанием похоронить его в том же склепе внутри Святой Канавки, на земле, которую не покорит антихрист. Матушка не знала места склепа. Уже в больницу по её просьбе мы посылали ей план Святой Канавки с указанием места склепа. На похороны её из Дивеева приезжала игумения Сергия с сестрами.

Помнится, нам вместе с ней дали пригласительные билеты в Кремль на службу, вероятно, это было в день памяти Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена 5(18) октября; день был ненастный, почти не прекращался мелкий осенний дождик с ветром. Варвара Васильевна всю Литургию тихо молилась, укрывшись под стеной Архангельского собора. Не много молящихся оставались на Ивановской площади. В самом центре Москвы стояла дивная тишина, в которой отчётливо слышалась транслируемая служба и все патриаршие возгласы. Мы хотя и подмёрзли немного, но тепло помолились.

А между тем эта маленькая женщина, с железной волей, как мы узнали, в мiре занимала видные посты, строила победу в ВОВ и мощь послевоенного государства Российского, ставшего усилиями таких патриотов Великой Державой, сменившей на мировой арене побеждённую Германию и развалившуюся Британскую империю. Труды Варвары Васильевны на гражданском поприще были отмечены многими наградами. Но когда мы узнали её, то научное, административное творчество и энергичная работа на производстве остались позади. Она строила новую жизнь, поднимаясь по крутым ступеням к узким вратам будущего века.

В характере Варвары Васильевны сохранялось многое, воспитанное предыдущей жизнью. Это решительность, твёрдое стремление к поставленной цели, умение выбрать и наставить на конкретное дело подходящих и достойных людей. В период, о котором мы вспоминаем, она не имела ни административных возможностей, ни денежных средств. Однако она организовала профессиональную реставрацию двух драгоценных, огромных по размеру икон кисти священномученика Серафима, находящихся в Обыденском храме, собрала и выпустила в свой двухтомник проповедей Священномученика "Да будет воля Твоя" (1993г.), переизданный в одном томе в 2003г. Появление необычных, обращённых к мipy и приходам проповедей замечательного иерарха вызвало горячий отклик старшего духовенства нашей Церкви.

Ещё вспоминается такой случай. Мы с Варварой Васильевной осенью 1994г. находимся в Лавре преп. Сергия. Через широкую площадь от Троицкого собора идёт кто-то из известных старцев-архимандритов. Народ толпится, подходя под благословение. Архимандрит же направляется к Варваре Васильевне и с низким поясным поклоном благодарит её за выпущенный двухтомник, горячо и подробно говорит о содержании, о значении прочитанного.

За годы работы в приходе церкви св. пророка Илии Варвара Васильевна сделала много, привязала к себе души, которые потом следом за ней ушли для духовного окормления в Новодевичий Смоленской иконы Божией Матери монастырь. Подробнее нам хочется рассказать о её посмертном деянии для прихода, задуманном, но не осуществлённом при жизни.

Доброй памяти матушка игумения Серафима последний период своей мирской жизни окормлялась у нашего общего духовного отца приснопамятного батюшки протоиерея Александра Егорова. Зримым свидетелем живого общения двух праведников явилась святая икона: "Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", написанная во исполнение их общего пожелания к 100-летию прославления преподобного Серафима в 2003 году.

 

 

Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Увеличить 

В связи с историей создания этого образа вспоминается начало благодатного периода возвращения нашей Православной Церкви на путь Святой Руси, время подготовки к славному празднованию 1000-летия ее Крещения. Этот период и нашу добрую Варвару Васильевну призвал на церковное служение, окрылил и обнадежил всех нас!

Когда мы радостные и возбужденные буквально прилетели в наш свято-Ильинский Обыденский храм с освящения храма архангела Михаила в Тропареве (1989г.), батюшка сидел за столом в трапезной, уронив голову на руки и тяжело вздыхал. Невольно мы затаили дыхание, чувствуя, что нечто важное переполняет грудь старца. Он приподнял свою главу и с горечью сказал лишь три слова: "Но ... душа народа!" Да, ему, десятилетия стоявшему у одра болезненного, на котором возлежали тысячи этих страждущих людских душ; кому, как не ему очевидна была вся тяжесть предстоящих пастырских трудов...Сколь труднее воздвигнуть этого больного по сравнению с трудностями воссоздания каменных стен!

Благодаря батюшкиной молитве и нам, во многом еще незрелым, начали постепенно открываться эти духовные проблемы, о которых мы стали вопрошать старца и обсуждать между собой. С каждым разом становилось все яснее, что путь к преображению народного сознания пролегает через принятие каждым русским человеком того величайшего в истории человечества подвига, той безпримерной жертвы, которая принесена была во имя этого грядущего просветления Новомучениками и Исповедниками Российскими во главе со святыми Патриархом Тихоном и Царем-мучеником Николаем. Канонизация святителя Тихона, последовавшая в том же, 1989 году, вселила надежду в то, что вскоре к лику святых могут быть причислены святые Царственные страстотерпцы.

Мы так подробно пишем об этом здесь, потому что в лице Варвары Васильевны мы нашли глубокое сочувствие своим взглядам. Подробности стираются в человеческой памяти, однако не будет преувеличением сказать, что сами эти взгляды явились плодом исканий, обсуждения в кругу близких по духу христиан, среди которых Варвара Васильевна как-то сразу заняла важнейшее место. Ее смирение и почти по-детски непосредственная откровенность, для которой не существовала ни разница в возрасте, ни в общественном положении, сыграли при этом решающую роль. Она умела очень быстро стать близким другом и единомышленником на основе сотрудничества в каком-либо благом деле. В ней была быстрота и точность командира и простота генеральская или великосветская, о которой сейчас почти никто не имеет представления. Это простота общения на равных с достойными при незримом хранении чести. Носителем её был А.С. Пушкин. Он блестяще описал её на последних страницах "Капитанской дочки" в сцене встречи императрицы и героини повести.

Нам казалось, что для преодоления клеветы вокруг святой Царской Семьи много может сделать наш дорогой батюшка отец Александр. Он все годы гонений среди других имен всегда безстрашно поминал о упокоении: "Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии". Эти имена возносились им не только при совершениии Проскомидии в святом алтаре, но и открыто - в ектении на амвоне. Такое поминовение уже было подвигом в то время. Но тут случилось для нас неожиданное. Акцент своего внимания и своих забот батюшка переместил на "убиенного высопреосвященнейшего митрополита Серафима" - так отец Александр стал особо торжественно поминать его.

Как дедушка нашей дорогой матушки - митрополит Серафим - стал отправной точкой в деле канонизации преподобного Серафима Саровского, сподвигнув Государя Императора Николая Александровича быть инициатором его канонизации, так, дерзаем провести параллель, поступил и о. Александр. Он приложил много усилий к тому, чтобы возбудить приснопамятную матушку Серафиму стать инициатором прославлении в лике святых ее Деда.

Известно, что когда священник Леонид Чичагов впервые приехал в Саров и Дивеево, он посетил монахиню Пелагию (Параскева Семеновна Милюкова, старшая сестра преподобной Марфы Дивеевской *Примечание). Едва лишь он вошел к ней в келию, как она воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления". Отец Леонид был очень смущен этими словами, так как не видел возможности исполнить возлагаемое на него послушание - добиться аудиенции у Царя. На что та сказала: "Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел Преподобный".

Вернувшись в Москву, отец Леонид долго обдумывал услышанное им в Дивеево, как вдруг его поразила мысль, что можно написать книгу о преподобном Серафиме, использовав все доступные воспоминания и документы и преподнести ее Государю Императору. Будущий автор книги был уверен, что она будет прочитана Царской Семьей, поскольку он знал о бытовавшем среди Них благочестивом обычае: Государь Супруга и Дети собирались за вечерним чаем и при этом читались книги духовного содержания. Воодушевленный этими соображениями священник с усердием принялся за работу. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря была издана в 1896 году.

По словам иеромонаха Дамаскина (Орловского), она наиболее достоверно, в сравнении с произведениями других авторов, отражает все события со дней основания монастырей в Сарове и Дивееве до конца XIX века, содержит жизнеописание преподобного Серафима и близких ему людей. Автор книги, бывший тогда архимандритом, преподнес ее Государю и, в дальнейшем, все произошло так, как и надеялся священномученик Серафим.

Государь-страстотерпец, ознакомившись с Летописью, выразил Святейшему Синоду Свое мнение о несомненной святости Преподобного и желательности причисления его к лику святых, после чего Св. Синод создал комиссию и принял постановление о прославлении по вере Царя и народа вопреки ранее существовавшим сомнениям отдельных Его членов.

Одному из своих духовных чад священномученик Серафим свидетельствовал: "По окончании Летописи я сидел в своей комнатке в одном из Дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим и я увидел его как живого... всё было просто и реально. Но каково же было моё удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: - Спасибо тебе за Летопись".
Так труд настоятеля провинциального бедного монастыря получил благословение старца Серафима.

+ + +

Описанный выше поворотный момент в истории канонизации преподобного Серафима Саровского лег в основу новой иконы, написанной для церкви святого пророка Божия Илии Обыденной в Москве по замыслу почивших протоиерея Александра Егорова и матушки Серафимы (Черной-Чичаговой, внучки свяшенномученика Серафима). В этом храме давно установилось глубокое почитание преподобного Серафима. По понедельникам вечером здесь совершается акафист Преподобному с молением и священномученику митрополиту Серафиму. В прежние годы (почти 48 лет) акафист пел и читал батюшка Александр Егоров.

На иконе святой страстотерпец Царь Николай изображен в центре в полный рост и на первом плане, что выражает первейшее Его значение в этом событии и во всей нашей сегодняшней жизни. С Ним объединены и к Нему обращены святая страстотерпица Императрица Александра и святые страстотерпицы Царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Святой страстотерпец отрок-Наследник Алексий в семейной группе ближе всех к Государю и Государыне. Лик Его обращен прямо к нам, в будущее.
В левой части иконы священномученик митрополит Серафим с поклоном, в быстром и лёгком движении вручает Царю свой обстоятельный и значительный труд. Преподобный Серафим зримо присутствует и благословляет.
Событие совершается в царских палатах. За ними - вся Россия: главный ее кафедральный Успенский собор Московского Кремля, где по традиции совершалось Таинство Миропомазания на Царство, монастырская твердыня, которая неусыпно предстоит Богу в молитвах за Россию и весь православный мiр (конкретно: Дивеево); Святая Канавка, которая оградит от антихриста; а также поля, крутояры, леса и перелески.
Замысел этот воплощен молодым иконописцем - Ириной Кокуриной по благословению настоятеля свято-Ильинского Обыденского храма прот. Алексия Лапина и её духовного отца -протоиерея Валентина Асмуса.

Ирина -иконописец Палехской школы, это ее первая композиционно самостоятельная работа. Икона небольшого размера написана на кипарисовой доске с ковчегом 22x29 см. Все изображение прописано так тонко, что выдерживает увеличение в 3 и 5 раз при компьютерном просмотре.

Отец Александр и матушка Серафима глубоко чтили память Царя Николая, до прославление Которого им не удалось дожить. Митрополит Серафим представлен в храме двумя написанными им иконами: преподобный Серафим на камне и Спаситель в белом хитоне. Есть в храме и копия одного из первых иконописных изображений митрополита-священномученика, пожертвованная его внучкой.

Из сказанного может быть ясно, почему почившие в Бозе протоиерей и игумения избрали такое содержание иконы. И всё же позволим себе сказать в заключение ещё о значении события, изображенного на иконе.

Преподобный Серафим сказал: "Царя, который меня прославит, Того и я прославлю". Император и Императрица подвергались поношению в столицах от образованного, богатого и чиновного слоя общества. В Сарове они явились православному народу во славе и простоте, в Дивеево получили пророчество от блаженной Прасковьи Ивановны и - письменно - от Преподобного Серафима. Эти пророчества готовили Царскую Чету к революционным испытаниям и мученической кончине.

Торжества прославления преподобного Серафима для Царственных Страстотерпцев явились Преображением [аналогия с двунадесятым Праздником - прим авторов]. Получив новое знание в преддверии революции 1905г. они укрепили Свою веру. И народ при них ощущал: "Хорошо нам здесь быти". Было единение Богом установленной власти и Его святой Церкви; оно позволило организовать и провести грандиозные празднества, в которых участвовало от 200 до 500 тысяч человек (по разным оценкам). Впоследствии единение всего народа с Царем явилось и при начале войны 1914 года. Это было подобно Входу Господню в Иерусалим.

Торжества 2003 года были не просто воспоминанием о событиях 100-летней давности. Они явились повторением в Духе и Силе тех давних торжеств. Правда, не было Царя, но, во главе сонма верховных иерархов явился Патриарх, были многие десятки тысяч православных одухотворенных людей, которые удостоились различных чудесных даров от Бога. Правительственный аппарат поддержал Церковь. Этому союзу Господь снова дал хорошо подготовить и провести праздник. Молитвенное обращение к новопрославленным Царственным мученикам возносились в Сарове и Дивееве, мироточили Царские иконы. Царь и пострадавшее с Ним Семейство вновь были прославлены у преподобного Серафима.

Всем было вновь явлено, что единение Церкви, народа, власти дает дивные духовные плоды, созидает храмы, жилища и сердца человеческие.

Итак, новая икона изображает момент, открывающий прославление любимых народом преподобного Серафима Саровского и Царя-мученика Николая с Семейством, как Благовещение - "спасения нашего главизна" -открывает эру Нового Завета.

Если пойти дальше, то события 1903г. стали отправным пунктом в истории последнего царствования и истории России. После него окончательно установилось разделение революционно и демократически настроенной массы населения с одной стороны и церковных, верующих, монархически настроенных людей - с другой стороны. Это расхождение вылилось в противостояние временами доходившее до пролития крови. Празднование 100-летия прославления преподобного Серафима, в котором участвовала вся полнота Православия и современное Государство Российское, не означает ли близкого завершения периода разделения народа. О.Александр Егоров и матушка Серафима (Чичагова-Чёрная) за несколько лет до юбилея предвидели его грандиозность и значимость, потому благословили писать икону с изображением, как некоторым тогда казалось, частного события.

Примечание. Она пришла к преподобному Серафиму со своей младшей сестрой Марией (схимонахиня Марфа).Оставленная в монастыре, она часто и подолгу бывала у Преподобного.Вернуться к тексту

иерей Константин Кобелев, Сергей Николаевич Чернышев

На первую страницу

См. также:
Матушка Серафима и новая икона святых Царя Николая, митрополита Серафима и преподобного Серафима Саровского.

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресБиблиотека
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта



Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU