История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Обновлен 1 июля

Вернуться к заглавной страничке

Сочинение "Молитва в Православии и инославии".

Введение

Современное христианство, к великому сожалению, разделено на множество конфессий. Наряду с Православной Церковью, являющейся прямой наследницей времен апостольских и Вселенских Соборов, существует христианство инославное. Первым отпадением от Вселенской Церкви явился католицизм, окончательно отделившийся в 1054 году. Многочисленные его заблуждения неоднократно возмущали христианский мир, что нашло свое яркое выражение в протестантизме, началом которого считается 1517 год.
Главная беда инославных христиан, как и всех еретиков и раскольников, в отрыве от живого тела Церкви. Отрыв от Жизни неизбежно приводит к нарушению жизнедеятельности. Живет в Церкви Дух Святой и "дышит, где хочет". Попытки строить религиозную жизнь в отрыве от Бога обречены на провал (49, 157). Ведь религия и есть "связь с Богом" (по одному из толкований на основе латинского слова (28, 6)). Бог Отец благоволил послать в мир Сына Своего, Господь наш Иисус Христос создал Церковь Свою, и третье Лицо Святой Троицы управляет Ею. Церковь есть тело Христово, а не человеческая организация. "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей" (Мф. 16, 18) - Сказал Господь о Церкви в единственном числе, а не о "церквях-сёстрах" в неограниченном количестве, зависящем лишь от степени извращенности падшего человечества и степени помрачения богозданного ума человеческого. В католицизме главенство папы не оставляет места для главенства Бога. В протестантизме отвергая главенство папе отрицаются и всякого авторитеты: и церковной иерархии, и святых. Посмотрим к чему это приводит в мистической сфере, как это отражается в молитве.

Что есть молитва и что - прелесть

Молитва есть беседа души с Богом, в широком же смысле - образ духовного состояния человека1. Но как речи человек научается от других людей, так и совершенства в молитве не достигнуть в одиночку. Человек может молиться так, как его научат2. Православная молитва основана на отношении к Богу, как к отцу (18, 428; 28, 242), здесь пример нам дан Господом в молитве "Отче наш". Сыновнее отношение пронизано глубокой покорностью воле Божией, смирением, кротостью, простотою (18, 520; 42, 241-245). Но даже в ограде Православия встречается неправильный образ молитвы (8, 222-223; 11, 102-103; 15, 246, 279; 18, 443; 28, 280-281; 39, 55-66; 51, 295-296). Как такое возможно?
"Со времени падения человека диавол получил к нему постоянно свободный доступ" (8, 232; Ср. 20, 356). Право на этот доступ он имеет в связи с тем, что человек подчинился лукавому добровольно, отвергнув повиновение Богу. Несмотря на то, что Бог искупил человека, доступ к нему диавола оставлен для того, чтобы непринужденно обнаруживалась свобода повиноваться или Богу или Его противнику. "Очень естественно, что диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем повиновении себе, или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие - ложь" (8, 232). В связи с этим все человечество без исключения находится в состоянии прелести. "Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью,.. произведенное падением праотцев наших. Все мы - в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною" (8, 230; см. также 39, 3-8). Истина же есть Господь наш Иисус Христос (Ин. 8, 32; Ин. 14, 6). В этом состоянии великую пользу может принести молитва. Но не наученный молиться человек, молящийся неправильно, без страха, который надлежит иметь предстоящему перед Царем небесным, может вместо пользы получить великий вред. "Гораздо лучше бы было для такого, еслиб он совсем не молился" (20, 77-78, 253).

Наставники молитвы

Каков же выход из этого положения? Преподобный Симеон Новый Богослов указывает единственно верный путь: "Пришедши в чувство и познав свое недостоинство и окаянство, пусть раскается каждый из таковых от всей души во всех грехах своих, и притекши к отцу духовному, исповедуется ему во всем, взыщет у него оглашения словом истины и наставления, что надлежит всякому христианину знать и делать... Взыщет пусть у него наставления во всем, а также и относительно молитвословий" (20, 253-254). Однако еще преподобный Симеон в юности слышал, как все, без исключения единодушно говорили ему, что "не существует в настоящее время на земле" такого святого человека, который мог руководить им и примирить с Богом (26, 16). Также и святитель Игнатий Брянчанинов говорит о страшной скудности нашего времени в наставниках истинной молитвы (8, 165; 10, 513-515). Однако по милости Божией, и тысячу лет назад нашелся наставник для преподобного Симеона (Симеон Благоговейный, Студийский монах), и в близкое к нам время просияли великие учители молитвы преподобные Паисий Величковский, Оптинские старцы , Серафим Саровский, святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник и другие. Следовательно, Дух Учитель не отступает от Своей Церкви.
Православные наставники молитвы в основание её полагают смирение (5, 77; 8, 318-319; 11, 95-96; 15, 246, 279; 18, 393-396; 29, 516; 28, 281; 39, 241; 41, 171; 52, 146). Если мы обратимся к инославным источникам, то здесь также говорится о необходимости смирения в молитве (60, 162-175; 59, 58; 65, 202, 210, 220). Католики образцами и учителями смирения называют Франциска Ассизского (62, 70), Клару Ассизскую (64, 231), Игнатия Лойолу (60, 166-167), Фому Кемпийского3 (65, 107), Терезу Авильскую (60, 167-174), Фому Аквинского (60, 164-165), Терезу имени Младенца Иисуса (65, 14-16; 60, 162-174). Однако кроме истинного смиренномудрия, состоящего в послушании и последовании Христу, и являющегося даром Божьим, действием Божественной благодати, бывает и ложное (6, 24-25; 19, 177-178). Произвольное смиренномудрие под покровом лицемерного служения Богу святотатственно служит сатане, "его сочиняет от себя душа тщеславная, душа обольщенная и обманутая лжеучением" (8, 535).
Чтобы рассудить, имеется ли у инославных духовных писателей понятие об истинном смирении, посмотрим на плоды жизни их, наипаче же на кончину их.
Возьмем Франциска Ассизского, одного из наиболее почитаемых католических святых, основателя нескольких монашеских орденов. Врач утешал умирающего Франциска, что болезнь пройдет. Тот отвечал: "Я не кукушка, чтобы бояться смерти. По милости Святого Духа, я в такой покорности Господу, что одинаково рад и жить и умереть" (63, 38). Но святые отцы постоянно подчеркивают необходимость страха смерти для человека, жизнь с памятованием о смерти (см.: 11, 120-123; 12, 179; 16, 408; 17, 71-75; 29, 409-413; 46, 37). Например, преподобный Макарий Великий даже будучи восхищаем душой на небо херувимом, в ответ на похвалу бесовскую отвечал: "Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал" (7, 146-147). Из этого видно, что преподобный не усваивал себе никакого доброго дела, не считал себя достойным рая. (Примеры других святых см.: 11, 123; 29, 817; 42, 187-188). Франциск же Ассизский, услышав что смерть близка, блаженствуя, в восторге (63, 38) воспел гимн смерти:
"Несчастен, кто уйдет отягощен грехами.
Блажен, кто до конца жил по Твоим заветам,
Тому благая смерть зла причинить не может.
Хвалите, славьте Бога моего, благодарите
И со смирением Ему служите" (64, 212)4.


Таким образом, видим, что Франциск сам себя относит к тем, кто жил по заветам Господа, и кому "благая смерть зла причинить не может". Такое же "бесстрашие" перед лицом смерти мы наблюдаем и у других католических святых: блаженной Анжелы5 Фолиньоской (34, 178-179), Метхильды6 (34, 182), Феофана Венара7 (65, 259), Терезы имени Младенца Иисуса и многих других.
Знаменательно, что страх смерти теряется у этих "святых" в связи с убежденностью в достижении смирения. Так, настоятельница кармелитского монастыря перед смертью ободряла Терезу имени Младенца Иисуса8: "Дитя мое! Ты совсем готова предстать перед Богом, потому что ты всегда хорошо понимала добродетель смирения". Тогда "она сама засвидетельствовала о себе" следующее: "Да, мне кажется, что я никогда не искала ничего, кроме истины... Да, я поняла, что значит смирение сердца!" (65, 262; см. также 65, 204-205, 252-253). Тереза Малая (Младенца) считала себя последовательницей Терезы Великой (Авильской)9, для последней характерны такие слова: "Душа, достигшая соединения с Богом, в смирении и святом дерзновении, сама себя высоко да почитает, да будет у нее непрерывно перед глазами память о полученных благодеяниях" (65, 252). Однако лишь "ложное смирение видит себя смиренным: смешно и жалостно утешается этим обманчивым душепагубным зрелищем" (8, 537). "Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным" (6, 44; см. также 5, 279; 12, 163; 17, 169; 19, 180-181; 29, 816-817).
Уверенность католиков в своей святости доходит до "пророчеств", подобных следующему: "Сегодня вечером я услышала вдали музыку и подумала, что скоро буду слушать несравненные напевы... Я чувствую, что тогда моя миссия начнется, миссия - учить людей любить Бога, как я люблю Его,.. показывать душам мой малый путь" (Тереза имени Младенца Иисуса) (65, 254). Здесь убежденность не только в своем будущем пребывании в раю, но и в том, что Господь пошлет ее учить других (см. также 65, 112, 143, 255). В то же время Евфимий Великий, например, умирая в глубокой старости, будучи игуменом основанной им лавры (Евфимиевой лавры в Палестине) и чувствуя ответственность перед братией, сказал им следующее последнее слово: "Если я обрящу дерзновение пред Богом, прежде всего, буду просить у него благодати, да буду с вами духом всегда и с желающими подвизаться здесь после вас до века" (7, 197). Видно, что преподобный относит свое будущее на волю Божию, сомневается в своем спасении, и лишь по любви к братии утешает ее.
Франциск Ассизский "еще при жизни сделался чем-то вроде реликвии. Вокруг него развилась настоящая мания амулетов, и куски его одежды, его волосы и даже обрезки ногтей считались святыней, которую верующие оспаривали друг у друга" (62, 75). Католические святые саму кончину свою старались всячески приукрасить. Франциск "страстно возжелал" умереть на родине, где ему был устроен восторженный прием всем населением Ассиз (62, 76), продиктовал вызванному им священнику свое завещание "братьям настоящим и будущим до конца века" (63, 37), воспроизвел перед учениками даже нечто подобное самой великой Тайной Вечери (36, 121), упросил обступивших его многочисленных учеников "снять с него одежду и совершенно нагого положить на землю" (63, 38).10
Однако смерть можно встречать и иначе. Преподобному Антонию Великому Господь открыл приближение смерти11. Он спустился с горы, где пребывал в уединении и сообщил братии, что видит их в последний раз. Плачущих от охватившей в ответ на эти слова скорби, утешал и убеждал трудиться усердно, не унывать, ежедневно готовиться к смерти и хранить во всей чистоте отеческую веру не входя в общение с еретиками и раскольниками. После этого братия настойчиво стали упрашивать его остаться с ними, так как хотели присутствовать при его блаженной кончине. Но он не согласился, избегая даже посмертного воздаяния чести и славы от людей. Удалился обратно на гору, через несколько месяцев тяжело захворал, и вызвал к себе лишь двух иноков, с которыми подвизался последние 15 лет. Они исполнили последнюю волю преподобного: предали его земле так, что и до сих пор никто, кроме них не знает места погребения. Оставшиеся же после него два одеяния отдали по его просьбе двум близким епископам (7, 75-77).
Мы взяли примеры из жизнеописания лишь трех преподобных отцов, дни памяти которых - 17, 18 и 20 января - ближайшие по календарю. Таких примеров можно указать немало. Однако и приведенного достаточно, чтобы увидеть недостаток смирения у католических святых. Причиной этого является неправильный образ молитвы, а следствием - то, что католические святые не могут считаться наставниками в молитве. Что же касается протестантов, то наставников они отвергают сами, не признавая ни святых, ни священства. "Почитание святых, по Лютеру, есть унижение заслуг Иисуса Христа, как единственного Ходатая между Богом и людьми... Святым, по Лютеру, нужно воздавать почтение только гражданское, но не религиозное", призывая их в молитвах (24, 545).

Сравнение текстов молитв

Отсутствие наставников приводит к искажению содержания молитв.
При ознакомлении с католической молитвой православному человеку первым делом бросается в глаза ее чувственность. Вот сравнение текстов двух молитв. Католическая молитва св. Игнатия Лойолы, почитаемая в Риме в той же мере, как молитва св. Ефрема Сирина:
"Душа Иисуса освяти меня,
Тело Иисуса спаси меня,
Кровь Иисуса упои меня,
Вода от ребра Иисуса очисти меня,
Страсти Иисуса укрепите меня,
О благий Иисус, услышь меня."
(извлечено из книги "Exercices spirituels de St. Ignace")
А вот аналогичная с ней молитва православная из акафиста к причащению Святых Тайн:
"Иисусе, попали терние многих моих прегрешений.
Иисусе, созижди во мне сердце чисто и обнови во утробе моей дух правый.
Иисусе, изведи из темницы страстей бедную душу мою.
Иисусе, потреби во мне нечистые помыслы и злая похотения.
Иисусе, направи слабыя стопы моя на путь заповедей Твоих.
Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою навеки" (из икоса 1-го).
"При сравнении этих двух молитв характер чувственности, присущий первой молитве, проступает рельефно" (36, 157-158).
Некоторые молитвы выглядят и вовсе кощунственно. Вот как молилась Тереза имени Младенца Иисуса: "Я прославила Тебя на земле, совершила дело, которое Ты поручил мне исполнить. Я открыла имя Твое человекам, которых Ты дал мне; они были Твои, и Ты дал их мне... Ныне же к Тебе иду..." - нет сил цитировать далее - идет полное копирование Первосященнической молитвы с присваиванием слов Христа себе (65, 214-215).

Игра воображения

Святитель Игнатий Брянчанинов предостерегает: "Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силой воображения своего мечты и картины", ему кажется что он берет их из Священного Писания, а на самом деле "из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, - этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя" (8, 234; см. также 12, 168; 42, 192-193). "Большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых - по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святого Духа от нее - молились и достигали видений, разумеется ложных, упомянутым мною способом. Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести" (8, 243-244; см. также 9, 215; 12, 204-205; 42, 266). Cвятитель Игнатий Брянчанинов в этом свидетельстве находится в полном согласии с прочими святыми Православной Церкви (42, 220).
В качестве такого неправильного состояния в молитве можно привести Игнатия Лойолу12 - его знаменитые "Духовные упражнения" (Exercitia spiritualia), выдержавшие много изданий вплоть до сегодняшнего дня. Вместо духовности в них - последовательно приражаемые самовнушения. Возьмем, например, упражнения "созерцания ада". Используются пять органов чувств: 1) зрение (представь широту ада, заключенные души, мучащих их демонов); 2) слух (вслушайся в стоны, рычания, вопли ярости, кощунства против Иисуса Христа и святых, взаимные проклятия отверженных); 3) обоняние (вообрази пламя, серу, отвратительный запах гниющих трупов); 4) вкус (испробуй горечь слез, сожалений, угрызений, отчаяния отверженных); 5) осязание (прикоснись к пламени, пожирающему не только тела, но и души) (32, 22). В Православии также находим совет, как подготовить себя к молитве - например, у святителя Феофана Затворника: "Действеннее всех других помышлений - мысль о смерти, о суде и о последнем решении вечной участи нашей" (46, 37; см. также 11, 121-122; 21, 13-15), но в этом и подобных высказываниях нет и тени намека на измышление каких-либо "картин".13 Можно сделать вывод, что "упражнения" Игнатия Лойолы описаны им из состояния прелести (8, 244; 25, 311; 32, 25-26; 36, 141; 42, 191-192, 221). Такое состояние называется "чистый ментализм" (36, 141) или мечтательность - "неправильное действие умом", по словам святителя Игнатия (8, 234-237).

Желание сердечных наслаждений

Кроме такого вида прелести, святитель Игнатий Брянчанинов описывает "неправильные действия сердцем". "Исполненные безрассудной гордости... желания и стремления сердца насладиться ощущениями святыми, духовными, божественными, когда оно еще вовсе не способно для таких наслаждений... Сердце усиливает вкусить... Божественные ощущения, и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами, подчинясь их влиянию, порабощаясь их властью" (8, 245). Такой страстной тягой к наслаждениям исполнены духовные опыты многих католических святых (65, 93, 203). В пример можно привести видение Франциска Ассизского, окончившиеся стигматами. На висках у него были шрамы, на руках и ногах раны, пронзенные "мистическими гвоздями", в боку "рана от копия". Эти раны кровоточили и не заживали до самой смерти, верующие сохраняли тряпочки, пропитанные кровью (36, 113-118; 42, 187; 63, 35; 64, 220-223). Франциск имел последователей: стигматизации подверглись 330 человек, 60 из них причислены к лику католических святых, например, Екатерина Сиенская14, Катерина Риччи15, Луиза Лато16 (36, 113; 54, 527; 66). У католических "святых" развиваются видения Христа и Богоматери, переходящие грань целомудрия. Это Бернард Клервосский17 (54, 202; 55, 126), блаженная Анжела Фолиньоская (34, 169-170; 37, 884-885; 42, 188-190; 42, 246), Екатерина Сиенская (42, 246, 266; 54, 527; 55, 125), Тереза Авильская (34, 173-174; 37, 885; 42, 190-191, 246), Хуан де ла Крус18 (42, 246; 53, 283-284), Маргарита Алакок19 (32, 16-20; 34, 177).
Недаром святитель Игнатий Брянчанинов замечает: "Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разжены прельщенные" (8, 244; см. также 9, 215-216, 298-299; 10, 499). Такое прельщение в Римо-католической церкви наблюдается сразу же после ее отхода от Православия (10, 498; 42, 222)

Внутренняя и наружная молитва

Многие древние подвижники и православные святые достигали высоких состояний в молитве, таких как молитва умная, сердечная и высшей стадии умносердечной молитвы - созерцания Бога (8, 153; 11, 114-119; 12, 218-227; 28, 252-254, 278-280; 46, 15, 53-54; 51, 294-295). При этом, как уже было отмечено выше, такие состояния достигались величайшим смирением и к тому же - многими трудами (21, 17-20). Эти духовные состояния относятся в первую очередь к внутренней молитве. Однако она неразрывно связана с наружной молитвой, соответственно тому, как связаны душа и тело в человеке (41, 138-140; 43, 231-232; 46, 18). Рассмотрим теперь наружную молитву.
"Молитва, словами произносимая и сопровождаемая другими знаками благоговения", называется наружной (23, 79). Под "словами" следует понимать выражение молитвы голосом: чтение, произношение по памяти и пение (46, 16). "Знаки благоговения" - это определенное положение тела и движения: стояние, поклоны, крестное знамение, целование икон и взирание на них, возжегание свечей и другие (23, 80; 21, 4; 28, 257-258; 46, 17-18; 47, 5; 57, 109-111).
При анализе внешних условий молитвы наиболее заметно то среднее положение, которое занимает Православие среди других конфессий, его "средний путь". Если в католицизме внешнее чрезмерно преувеличено, напыщено, экзальтировано, то протестантизм стремится отбросить всякую обрядность.
В качестве уродливого примера использования католиками внешних приемов можно привести бичевание. Желание усилить внутреннюю молитву привело к появлению в 10 веке "системы покаяния", соединявшей чтение известного числа псалмов с определенным количеством ударов. Будучи массовым в 13-15 веках это увлечение "не совсем исчезло" и сейчас (54, 264-265; см. также 66).
Наружная молитва имеет особенное значение в церковном богослужении (43, 231; 46, 16), при этом на характер молитвы влияют многие внешние условия.
"В богослужении Католической Церкви менее чем в православном, духовной высоты, внутреннего смысла, религиозной строгости и чистоты древнего предания. В нем более чувственного, мирского характера, более заботы о внешности и расчетов на эффект, более влияния на воображение, чем на ум", театральности (24, 535; 41, 179). Немало отклонений найдем мы там в чине литургии (55, 43, 103-104). Но и сам характер ее совершения имеет такие, например, черты, что кроме главной литургии, совершаемой для всех (missa cantata), одновременно на других престолах, по заказу частных лиц, наскоро шепотом прочитываются другие литургии (missa lecta) (24, 537; 55, 104). Все это приводит к тому, что "замечается там менее благоговения к святому месту. К престолу подходят, вокруг престола ходят, на престол облокачиваются не только служители Церкви, но и простые миряне, мужчины и женщины" (24, 537). Для католика богослужения является чем-то внешним, он в нем не участник (50, 84-85). Если в православной церкви богослужение построено на диалоге ("Господу помолимся" - "Господи, помилуй"; "Мир всем" - "и духови твоему", священнику отвечает народ), то в католической церкви отвечает министрант, специальное лицо, стоящее рядом с пастором (30, 50).
Лютеране "стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность - обрядность в богослужении" (24, 545-546). У кальвинистов отношение к церковной обрядности враждебнее, чем у лютеран. "Все богослужение их обращается в одну проповедь, нередко рутинную, скучную; местами молитвенных собраний служат простые комнаты, более похожие на школу, чем на Церковь. Все обращено только к научению одного рассудка; никакой пищи чувству и воображению, которые так же, как и рассудок, требуют себе высшего удовлетворения в религии" (24, 548; см. также 27, 30). О них святитель Игнатий Брянчанинов писал, что новейшие еретики "с ужасными хулами... отвергли божественную литургию, все таинства, всё, всё, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа" (10, 476). Особенно они ненавидят писания святых отцов (10, 516-517). Протестанты не обращаются к невидимому миру с просьбами не только о помощи, но и о единомыслии в молитве20 (50, 83; см. также 16, 259).
"В католических храмах позволяется сидеть присутствующим при богослужении что в древней Церкви не было допускаемо. Требуется, чтобы вставали только в особенно важных моментах, например, во время чтения Евангелия, возношения Даров, когда священнослужащий благословляет народ и т. п. Для сидения при богослужении средина католических храмов бывает занята креслами и скамейками, места которых продаются иногда за деньги" (24, 538).
"Общее устройство католических храмов отличается от православных тем, что в них главная часть обращена на запад; также и в домашней молитве римские христиане имеют обычай обращаться не на восток, а на запад (к месту жительства папы)" (24, 537).
"Крест полагают на себя католики пятью перстами, а не тремя21, и сперва на левое, а потом на правое плечо" (24, 538). При этом они сами осознают, что изменили в XIII столетии древний образ молитвы, оправдываясь удобством (44, 360-362). Протестанты вообще не крестятся (44, 361).
В западных храмах нет ни иконостасов. "В западной иконописи, при большем изяществе внешней формы, менее духовной высоты и строгости христианской идеи. Там более дается места произволу художественной фантазии, чем у нас. У западных художников высокий, неземной мир святых людей изображается иногда слишком похожим на земной чувственный мир со всеми его волнениями и страстями. Кроме иконописных изображений, в западных церквах употребляются также и пластические (статуи лепные и резные)" (24, 537-538). "Часть христианского мира постепенно возвращается к тем элементам в искусстве, к его чувственности и иллюзорности, с которыми так упорно и долго боролось раннее христианство" (48, 363).
Лютеране "отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов,.. оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои новые" (24, 546).
Католики и некоторые из протестантов во время богослужения употребляют орган, который они заимствовали от Византийских императоров (на Востоке орган имел чисто светское применение) (35, 57; 58, 192). При этом характер музыкального сопровождения противоположен истинной молитве (40, 57-58).
Церковное чтение в Православном храме ровное, спокойное, лишено эмоциональности. Чтец не навязывает слушающим своего толкования слов молитвы. "Напротив, на протестантском собрании идет постоянное эмоциональное давление на слушателей. Тот, кто сейчас читает свою молитву, придыханиями, интонациями, жестами выдавливает именно ту эмоцию, которая кажется ему сейчас наиважнейшей" (33, 124-126). Отсутствие молитвенной дисциплины, неумение различать духовные состояния, жизнь без литургии и без исповеди приводит протестантов к необходимости постоянно возгревать себя чисто психическими приемами. Результат - "состояние эмоционального опьянения, когда человек собственное возбуждение путает с касанием благодати" (33, 158-159).
"Некоторые из лютеран усердно и с горячностью молятся Богу и на этих чувствах мнят основать свое спасение, оставляя без внимания главнейшую заповедь Господа, который говорит: "не всяк глаголяй Ми: Господи! Господи! внидет в Царствие Небесное; но творяй волю Отца Моего, иже на небесах" (Мф. 7, 21)". Исполнение же воли Божией "начинается, прежде всего, послушанием Церкви Христовой" (4, 43-44). Эти слова преподобного Амвросия Оптинского можно отнести и ко всем инославным исповеданиям.

Заключение

"Молитвы учитель - Бог; истинная молитва - дар Божий" (9, 273, см. также 41, 174). Единственный путь ко спасению - неуклонное последование наставлениям святых отцов. "Мысль благая, спасительная!" (8, 560) - восклицает святитель Игнатий Брянчанинов и продолжает - "чтение отцов с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви, несомненно, чего лишены религии западной Европы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения Церкви Христовой" (8, 561).
По канонам Православной Церкви запрещена совместная молитва с еретиками (Правила святых апостолов: 45-е, 65-е; Лаодикийского собора: 9-е, 33-е; Тимофея, еп. Александрийского: 9-е; (3)). Из анализа различий православной и инославной молитвы становится ясно, что совместная молитва с ними не может быть возможна, не только из-за различий в догматах и обрядах, но в связи с различиями в самом характере молитвы (34, 167). В связи с этим в православной Церкви складывается мнение о необходимости выхода из экуменического движения (31, 102; 45, 11).

Примечания:


1 Подробный анализ определений молитвы был проведен проф. К. Е. Скуратом в его работе на степень кандидата богословия, в переботанном виде опубликованной недавно (46, 5-62; см. также 2, 84-85, 191; 8, 140-141; 9, 160-161; 16, 235-236; 22, 55-57, 165-167; 28, 241-244; 41, 168-169; 43, 224; 51, 279-299).


2Наставники молитвы есть Священное Писание, творения отцов Церкви, наставления подвижников и жития святых (13, 74; 28, 244-246), само совершение молитв словами великих молитвенников (21, 5), душеполезное чтение (38, 82-83).


3Фома Кемпийский (Thomas a Kempis) (1380-1471) католический религиозный мыслитель (66; 53, 496-497), его труд "О подражании Христу" был переведен на множество языков, в т. ч., в 1898 г. - на русский и имел множество последователей, "по твердому уверению свв. Игнатия Брянчанинова и Феофана Говорова, а также Оптинских старцев" - эта книга написана "из состояния прелести" (42, 193).


4Приведенный фрагмент - образец католической молитвы, входящей в "Хвалу святого Франциска".


5Анжела (Ангелина) Фолиньоская (†1309) в списке католических святых указана как преподобная (орден францисканцев) и блаженная (56, 703).


6Метхильда (Mechthild von Magdeburg), немецкий мистик 13 века (66).


7Феофан Венар, причислен папой римским к лику блаженных 2 мая 1909, монахини Кармеля называли его святым мучеником (65, 249).


8Тереза имени Младенца Иисуса и святого Лика, Тереза Малая из Лизье (1873-1897) - кармелитская монахиня, которой папа римский Пий XI в 1929 году поручил молитвенное предстательство за Русскую Землю (65, 21-23; 44; 56, 751).


9Тереза Авильская, Тереза святая, Тереза Иисуса, Тереза де Хесус, Тереза Великая (Santa Teresa de Jesus, T. de Aville), (1515-1582) испанская писательница, монахиня, реформатор ордена кармелиток, канонизирована 1622, папой Павлом IV в 1970 возведена в достоинство учителя церкви (66; 42, 266; 53, 467; 56, 20; 56, 751).


10Франциск Ассизский скончался 3 окт. 1226 года на 44 году жизни. Был канонизирован через два года после его смерти.


11Преподобному Антонию Великому было тогда 107 лет.


12Лойола Игнатий (Saint Ignatius of Loyola, San Ignacio de Loyola, Inigo Lopez de Recalde de Loyola) (1491-1556), основатель ордена иезуитов, канонизирован 1622 (53, 260; 55, 47-48; 56, 723).


13Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил "представлять себе все слова и лица в молитве", но "представлять идеально", "а не представлять их плотски, материально или греховно" (14, 76-77).


14Екатерина Сиенская, Екатерина Бенинказа (Catharina Benincasa, Caterina da Siena) (1347-1380) доминиканская монахиня, канонизирована 1461, дева, возведена в достоинство учителя церкви папой Павлом IV в 1970, духовная писательница, (66; 42, 266; 53, 147; 54, 527; 56, 719).


15Катерина Риччи (Saint Catherine dei Ricci) (1522-1590) монахиня ордена доминиканцев, канонизирована в 1746 (66; 56, 727).


16Луиза Лато (1850-1883) с 17-ти лет по пятницам впадала в состояние экстаза, источая кровь из левого бока, на руках и ногах (36, 113).


17Бернард (Бернар) Клервосский (Bernard de Clairvaux), (1090-1153) монах ордена цистерцианцев, канонизирован в 1174, учитель церкви (1830) (66; 54, 200; 56, 708).


18Хуан де ла Крус, Иоанн Креста (Juan de la Crus) (1542-1591) кармелитский священник, канонизирован в 1726, в 1926 признан учителем церкви (66; 53, 283-284, 514; 56, 758).


19Маргарита Мари Алакок (Alacoque), (1647-1609) учредительница культа "Святого Сердца Иисуса", монахиня ордена салезианок св. Франциска Сальского, в 1804 была причислена папою Пием IX к лику святых (54, 49; 56, 734).


20 Святой праведный Иоанн Кронштадтский подчеркивает важность молитв святых за нас (16, 284-285).


21О православном крестом знамении см. 15, 298-299.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Библиа или книги священнаго писания Ветхаго и Новаго Завета.- С.-Пб.: Изд. Российскаго Библейскаго Общества, 1824.- 506+126 листов (на церковно-славянском языке).
2. Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.- 270c.
3. Каноны или книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец.- Изд. 2-е.- Монреаль, 1974.- 367 с.
4. Преподобный Амвросий Оптинский. Три неизвестных сочинения.- С.-Пб.: "Общ. свт. Василия Великого", 1996.- 64 с.- ("Письмо племянницы, православной инокини, к дяде-лютеранину", "Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви", "По вопросу о Церковном поминовении лиц, не принадлежавших к Православной Церкви").
5. Преподобные отцы Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Пер. с греческого.- Изд. группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря "Скит", 1994.- 484 с.
6. Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка.- Изд. 8-е.- Тула: Приокское книжное изд., 1990.- 268+32 с.- [Репринт. изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1900 г.].
7. Жития святых, на русском языке сложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского.- Кн. 5-я, ч. 2-я.- Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993.- 464 с.- (Репринт. изд. 1904 г.).
8. Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения.- Т. 1. Аскетические опыты.- Изд. 3-е.- С.-Пб.: Изд. И. Л. Тузова, 1905.- 570+2 с.
9. То же.- Т. 2. Аскетические опыты.- Изд. 3-е.- С.-Пб.: Изд. И. Л. Тузова, 1905.- 413 с.- (Фототипическое изд. Московской Патриархии, 1989).
10. То же.- Т. 4. Аскетическая проповедь.- Изд. 3-е.- С.-Пб.: Изд. И. Л. Тузова, 1905.- 537+3 с.
11. То же.- Т. 5. Приношение современному монашеству.- Изд. 3-е.- С.-Пб.: Изд. И. Л. Тузова, 1905.- 6+464 с.- (Репринтное изд. по заказу Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1990 г.).
12. Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения.- В кн.: Сборник святоотеческих изречений. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу (1392 - 1992).- Ч. 1. Сердце чисто созижди во мне, Боже.- Без выходных данных.- с. 120-246.- (Напечатано по благословению Преосвященного Марка, Архиепископа Берлинского и Германского).
13. Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни (555 писем).- М.: Крутицкое Патриаршее подворье; Paris: Bibliotheque Slave de Paris, 1995.- 391 с.
14. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной
.- М.: "Благовест", Подворье Св.-Троице-Сергиевой Лавры,
1997.- 157 с.
15. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного направления и покоя в Боге. Извлечения из дневника.- Ч. 1.- Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.- 400+8 с. [Репринтное изд.].
16. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного направления и покоя в Боге. Извлечения из дневника. Изд. 2-е, исправленное автором.- Том 2.- Минск: "Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества" и МИИП Внешторгиздат "Дейтапресс", 1991.- 429 с. [Репринт изд. С.-Пб., тип. Ерофеева, 1893].
17. Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица в русском переводе с алфавитным указателем.- Изд. 7-е Козельской Введенской Оптиной пустыни.- Б/м, Б/г.- 12+273+90+2 с.- [Репринт изд. Сергиев Посад, тип. Свято-Троицкой Сергиевой лавры,].
18. Настольная книга священнослужителя.- Т.6.- М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.- 880 с.
19. То же.- Т.7.- 1994.- 799 с.
20. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова./ Пер. с новогреческого святителя Феофана.- Вып. 1.- Изд. 2-е.- М.: Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря 1892.- 490+6 с.
21. Святитель Феофан Затворник. Четыре слова о молитве/ Издание шестое. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря - М.: 1912 32 с.
22. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма.- Джорданвилль: Свято-Троицкий Монастырь, 1988
.- 280+7с.- (Репринт 7-го издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 1914).
23. Святитель Филарет (Дроздов, митр. Московский). Пространный христианский катихизис Православныя кафолическия восточныя Церкви.- Варшава: Синодальная типография, 1930.- 124 с.
24. Булгаков С. В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западной Церквей/Авт. предисл. и коммент. А. В. Буганов.- М.: Современник, 1994.- 575 с.
25. Булгаков Сергей Николаевич, протоиерей. Православие. Очерки учения православной церкви.- 3-изд.- Paris: YMCA-Press, 1989.- 405 с.
26. Архиепископ Василий (Кривошенин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949 - 1022).- Paris: YMCA-Press, 1980.- 357 с.
27. Где истинная церковь? Сведения о церквах и сектах.- С.-Пб.: Курьер-2, 1993.- 64 с.
28. Глиндский Владимир, протоиерей. Основы христианской православной веры.- Сан-Франциско, 1965.- 292 с.
29. Дьяченко Григорий, протоиерей (составитель). Вера, надежда, любовь. В 3-х томах.- М., Донской монастырь; АРП Инт. Ко, 1993.- 1040+42 с. [Репринтное изд.].
30. Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектантство. (Лекции по сравнительному богословию, читанные в Свято-Троицкой духовной семинарии).- Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992.- 158 с.- (Репринтное издание).
31. Архимандрит Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. Сокращенный и исправленный перевод с сербского.- Солунь: Изд. Хиландарского монастыря, Святая Гора Афон, 1974.- 118 с.
32. Архимандрит Константин. Пастрырское богословие. Курс лекций, читанный в Свято-Троицкой Духовной Семинарии.- Ч. 2.- Jordanville, N. Y.: Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1961.- 285 с.
33. Кураев Андрей, диакон. Протестантам о Православии.- М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1997.- 268 с.
34. Кураев Андрей, диакон. Традиция, обряд, догмат.- М.-Клин: Изд. Братства Свт. Тихона, 1995.- 413 с.
35. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года.- М.-Л.: Гос. муз. издание, 1940.- 816 с.
36. Лодыженский М.В. Свет незримый.- Петроград, 1915.- 304 с.
37. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии.- М.: Мысль, 1993.- 959 с.
38. Лямин Д. А. Поучение к познанию истины в правилах Православно-христианского учения и к усовершенствованию духовных и нравственных начал в строго религиозном духе.- М., 1908.- 143 с.
39. О прелести. Как впадали в прелесть гордые и избегали ее смиренные..- М., 1997.- 272 с.- (По заказу православного братства во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина").
40. О церковном пении. (Сборник статей).- М.: "Талан", 1997.- 159 с.
41. Олесницкий М., проф. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности.- С.-Пб.: Изд. Тузова, 1907.- 281+6 с.
42. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие.- М.: Даниловский благовестник, 1997.- 336 с.
43. Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. В сжатом изложении. (Поправленное и пополненное автором в 1981 г.).- Platina: Saint German of Alaska Brotherhood Press, 1992.- 283 с.
44. Прокопович Прохор, протоиерей. Письма православного отца к сыну, о причинах отделения западной церкви от восточной.- С.-Пб., 1862.- 434+49 с.
45. Свято-Тихоновский институт выразил свое отношение к экуменизму.- Радонеж, № 3, 1998.- с. 11.
46. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле духовно-нравственного совершенствования.- В кн.: Богословские труды. Сборник 33.- М.: Изд. Московской Патриархии, 1997.- с. 5-62.
47. Соколов Д. Начальное наставление в православной вере. 107-е изд. (1-е изд. в 1868 г.).- С.-Пб., 1991.- 167 с.
48. Успенский Л. На путях к единству?- В кн.: Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.- М.: Прогресс, 1993.- с. 350-374.
49. Хомяков А. С. Сочинения богословские.- С.-Пб.: Наука, 1995.- 479 с.
50. Хомяков А. С. Сущность западного христианства.- Montreal: Monastery Press, 1974.- 205 с.
51. Хопко Фома, протоиерей. Основы православия/ Пер. с англ./ Под ред. прот. Андрея Трегубова (печатается с сокращениями). Издание этого катихизиса одобрил Архиепископ Вашингтонский Митрополит всей Америки и Канады Феодосий.- Нью-Йорк: R. B. R., 1989.- 344 с.
52. Храни сердце твое. Листки по христианскому чтению.- Совместное советско-американское предприятие "Pacific Union Investment Corporation".- 191 с.- [на последней стр.: репринт. изд. РПЗЦ, 1989, под ред. прот. Александра Милеанта.- М., 1990].
53. Христианство. Словарь.- М.: Республика, 1994.- 559 с.
54. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. .- Т. 1: А-К/Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 199?.- ??? с.
55. То же.- Т. 2: Л-С.- 1995.- 671 с.
56. То же.- Т. 3: М-Я.- 199?.- ??? с.
57. Чельцов Григорий, протоиерей. Объяснение Символа веры, молитв и заповедей, с подготовительными к нему рассказами из Священной истории и с кратким учением о Богослужении Православной Церкви, для руководства при изучении Закона Божьего в начальных народных училищах, в первом классе городских училищ и приготовительном классе средних учебных заведений. Одобрено Святейшим Синодом, Главным Управлением Военно-Учебных заведений и Учебным Комитетом Министерства Народного Просвещения.- М.: "Народный дом России" и "Амскорт Интернешнл", 1991.- 208 с. [выходные данные взяты с последней страницы. Репринт 46-го изд. Петроград, 1917].
58. Энциклопедический музыкальный словарь.- М.: БСЭ, 1959.- 326 с.

 

Инославные издания
59. Джуссани Луиджи. Нравственность: Воспоминание и устремленность.- Milano: Изд. Христианская Россия, 1980.- 139 с.
60. Лёв Жак. Великие учители молитвы./Пер. с франц.- Брюссель: Изд. жизнь с Богом, 1986.- 222 с.- (Перепечатка из журнала "Логос", № 46, 1986).
61. Несколько слов о францисканцах./ Пер. на русский.- М.: Изд. францисканцев - братьев меньших конвентуальных, 1996.- 47 с.
62. Пименова Э. К. Франциск Ассизский. Биографический очерк.- С.-Пб.: Изд. Павленкова, 1896.- 77 с.
63. Сказания о бедняке Христовом. (Книга о Франциске Ассизском).- М., 1911
.- 109 с.- (Католическое издание).
64. Стикко Мария. Святой Франциск Ассизский./ Пер. с итал.- Milano: Изд. Христианская Россия, 1990.- 241 с.- (Католическое издание).
65. Святая Тереза Младенца Иисуса. Повесть об одной душе, ею самой написанная.- Брюссель: Изд. Жизнь с Богом, 1992.- 284 с.- (Католическая "святая").
66. Encyclopedia Britannica. Single user version.- Britannica CD, 1997. [CD-ROM].



Вернуться к заглавной страничке

Молитва в Православии и инославии

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU