История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Обновлен 19 июня

Вернуться к заглавной страничке

Сочинение "Сербская Православная церковь в годы Второй мировой войны".

ВСТУПЛЕНИЕ.

Вторая мировая война стала для сербского народа очередным звеном в непрерывной цепи бесконечных конфликтных действий, ведущихся на его территории. Борьба сербского народа за свою, веру, государственность, культуру начинается со времен глубокой древности и продолжается до наших дней. Каноническая территория Сербского патриархата - самая западная православная земля. Стоять на протяжении веков на дороге у могущественных завоевателей, стремящихся к мировому господству - нелегкое служение. Восточные поработители стремились через эту землю на Запад, а западные на - Восток. (Литература: [7, 65 - 73] Епископ Гермоген " Попытка Ватикана подчинить своему влиянию православные церкви южных славян на Балканах. - ЖМП, 1946, № 9, стр. 65 - 73.)

"Сербы приняли христианство в VII веке, - пишет К. Е. Скурат в книге "История Поместных Православных церквей". - Христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826-869) и Мефодий (ок. 820-885) начали свою проповедь на народном - славянском - языке" (Литература: [18, 99 - 100]). И с тех пор Православие есть истинное выражение национального духа сербского народа.

НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

После Первой мировой войны 1 декабря 1918 года в Белграде было провозглашено " Королевство сербов, хорватов, словенцев". ( Переименовано в Югославию в 1929 году). Там же в мае 1919 года " встретились епископы и провозгласили объединение различных Сербских епархий в единую Сербскую Православную Церковь. "(Литература: [18, 128] Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей, стр. 128.). Вслед за этим в жизни Сербской Православной церкви произошло наиважнейшее событие - 12 сентября 1920 года (память святого короля Милутина) архиерейский собор в Сремских Карловцах восстановил патриаршество. Патриархом был избран Белградский митрополит Димитрий (1920 - 1930). Следующее знаменательное событие - в июне 1921 года в новом королевстве была принята конституция, которой провозглашалось равноправие православия, католичества и магометанства. Преемнику патриарха Димитрия патриарху Варнаве (1930 - 1937) удалось одержать политическую победу - воспрепятствовать заключению правительством Королевства Югославии конкордата с Римской церковью.

"Каждый конкордат своими договорными статьями рисует высшую католическую иерархию во главе с папой не пастырями духовными, а скорее настоящими земными дельцами, стремящимися к власти и своим материальным выгодам. Причем национальные интересы своих духовных чад католические пастыри часто предают ради земных выгод. Папизм по самой своей природе враждебен для каждой национальности. Истинный католик не может любить отечества, в котором он родился и которое воспитало его: эта любовь незаконна, ибо отечеством для него является Рим, на котором, следовательно, он и должен сосредоточить все свое внимание и за который при случае должен проливать свою кровь и идти в огонь и воду". (Литература: [6, 35] Епископ Гермоген ПАПСТВО И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. - ЖМП. - 1948, № 4, стр. 35).

Позиция Сербской Православной Церкви в отношении Фашистской Германии.

С другой стороны, Православной Церкви приходилось бороться против давления на правительство своего государства Фашистской Германией, которая требовала присоединения Королевства Югославии к тройственному пакту, к которому присоединились ранее Венгрия, Румыния и Болгария. Вся тяжесть креста первосвятительского служения в тяжелейшие годы перед Гитлеровской агрессией и во время оккупации пала на Патриарха Гавриила, избранного в 1937 году. Именно противодействие заключению союза с Германией было поставлено ему в вину при аресте. "Этот арест немцы объясняют тем, что патриарх Гавриил и епископ Никола, а также и все сербское духовенство явились активными противниками присоединения Королевства Югославии к тройственному пакту. "( Литература: [13, 294] Они не одиноки. - В кн.: Правда о религии в России, Московская Патриархия, 1942 г., 457 с., стр. 294). Сербская Православная Церковь, в отличие от католической, которая в лице Римского папы Пия XI 20 июля 1933 года заключила конкордат с Гитлеровской Германией, не хотела иметь ничего общего с фашизмом. Влияние православного духовенства на народ было столь велико, что когда 25 марта 1941 года правительство Югославии в Вене все же подписало протокол о присоединении к тройственному союзу: "Югославский народ расценил этот акт своего правительства как предательство национальных интересов. В стране происходили митинги под лозунгами "Лучше война, чем пакт", "Лучше смерть, чем рабство", "За союз с Россией" ". (Литература: [9, 259] История Второй мировой войны 1939 - 1945 в 12 томах, - М., Воениздат, 1974. Т. 3, стр.259). В результате этих выступлений 27 марта 1941 года вместо смещенного правительства премьера Цветковича назначен генерал Д. Симович, резолюция о присоединении к тройственному пакту была аннулирована апреля 1941 года в Москве был подписан "Договор о дружбе и ненападении между СССР и Королевством Югославии".

Гитлер сразу же после переворота 27 марта подписал директиву № 25 о нападении на Королевство Югославии.

Период военных действий и оккупации. Клирофашизм.

6 апреля 1941 года началось вторжение гитлеровцев в Королевство, а 17 апреля 1941 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции югославской армии. Король и правительство Югославии к этому времени покинуло страну. "Фашистские войска взяли в плен 375 тыс. солдат и офицеров югославской армии. (345 тыс. немцы и 30 тыс. - итальянцы)" (Литература: [9, 268] История второй мировой войны 1939 - 1945 в 12 томах. - М.: Воениздат, 1974. Т.3, стр.268).

Сразу же после оккупации страны фашистские правители приступили к осуществлению своих зловещих планов, сформулированных в " Предварительных указаниях по разделу Югославии" и изданных 3 апреля 1941 года.

"Захватчики делали ставку на разжигание национальных противоречий и культивирование антисербского шовинизма" (Литература: [9, 271]Там же, стр. 271). Слова "культивирование антисербского шовинизма" означали на практике истребление православного населения бывшего Королевства сербов, хорватов, словенцев. Поэтому Сербская Православная Церковь приняла на себя основной удар фашистского кулака, занесенного над ее народом. "Никогда за всю свою историю, - пишет К. Е. Скурат, - Сербская Церковь не имела более тяжелых дней, чем эти" (Литература: [18, 129] История Поместных церквей т.1. стр. 129).

В установлении так называемого нового порядка гитлеризм нашел мощную опору в лице местных клирофашистов, которые только и мечтали об искоренении Православия на этой территории.

"В настоящее время опубликовано множество документов, книг, из которых видно, что славян Албании, Хорватии, Сербии, СССР зверски мучили, истребляли немцы при прямой поддержке Ватикана" - пишет Епископ Гермоген в статье "К характеристике деятельности Ватикана за последние 20 лет" и продолжает, - "страшно подумать, что это колоссальное истребление славян совершалось с благословения римского первосвященника и якобы для славы Римско - католической Церкви" (Литература: [5, 50]).

Первым шагом в оккупационной политике Германо - итальянского командования явилось расчленение королевства Югославии, которое проводилось путем раздачи отдельных территорий оккупированного государства членам фашистского блока (Германии, Италии, Болгарии, Венгрии) и создание на его территории марионеточных государств. Особенно "удачным" в этом отношении получилось Хорватское "независимое" государство. "Клирофашисты, поддерживаемые папой, Гитлером и Муссолини, решили, что пришел их час, и стали превращать Хорватию в "Civitas Dei", а на самом деле в царство великого инквизитора, в папскую вотчину, в которой нет места православным... Движение клирофашистов, получило название "усташей". Во главе усташского движения стоял марионеточный диктатор Хорватии Анте Павелич, заключивший союз с Гитлером еще 15 июня 1941 года. Он вел кампанию этнической "очистки" и стремился к расширению площади "Независимой Хорватской Державы". "После расширения границ "независимое государство Хорватии" имело... примерно 40% население и территории Югославии" (Литература: [9, 271] История Второй мировой войны стр. 271).

В "Журнале Московской Патриархии" за 1949 год, № 2 был опубликован отзыв на книгу профессора Белградского университета Виктора Новака "Полвека католицизма в Хорватии". В нем говорилось:

"...Зверская природа хорватского воинствующего клирофашизма сказалась в таких ужасных проявлениях, что они превзошли ужасы средневековой инквизиции. Клирофашисты ..., руководимые католическими митрополитами Загребским Степинцем и Сараевским Шаричем, приступили к самому варварскому искоренению православных сербов. Около полумиллиона их было невероятно жестоким образом перебито, до 300 000 было насилиями и угрозами обращено в католичество, сотни тысяч были ограблены и изгнаны в Сербию, а оставшиеся должны были носить на руке голубую ленту с буквой П, т.е. "Православный", или делать на окнах своих жилищ надпись: "Грековосточный" и быть на положении бесправных рабов, которых всякий мог безнаказанно убить или ограбить. С особенной яростью обрушились клирофашисты на православные храмы и православное духовенство. Для разрушения православных храмов было организовано специальное учреждение: "Уред за рушенье православных цркава". (Литература: [12, 80] Михайлов А.Г. Новомученики сербские. - В кн.: Папство и его борьба с Православием, стр.80).

Террор в независимой Хорватии начался с убийств священников Сербской Православной Церкви: " было убито около 700 священников, свыше 300 умерли естественной смертью, около 400 оказались в лагерях, сотни изгнаны в Сербию" (Литература: [16, 94] Прийма И. Голоса Сербии. - Санкт-Петербург, 1993, стр.94).

"Большинство сербских православных церквей и монастырей на территории Хорватии во время II Мировой войны было уничтожено "верующими усташами"... После полувека социализма в самой Сербии все же остались действующими не только православные храмы, но и сотни православных монастырей... (Литература: [16, 95] Там же стр. 95).

Нельзя, однако сказать, что в самой Сербии, вернее остатке ее былой территории, во время оккупации царило благополучие. "За каждого немецкого солдата, убитого партизанами, подлежали беспощадному уничтожению сотни мирных жителей" (Литература: [9, 207] История Второй мировой войны Глава 10. стр.207). Генерал Милан Недич - глава коллаборационистского правительства Сербии во время Второй мировой войны никогда не создавал из Сербии самостоятельного профашистского государства, в отличие от Павелича в Хорватии.

Однако он не смог защитить Блаженнейшего патриарха Гавриила, который был схвачен немцами и содержался под арестом в игуменских покоях старинного монастыря в местечке Раковицы - пригороде Белграда и откуда он насильно был увезен немцами. (Литература: [См.: 17, 22] С. Савинский, проф. Пятнадцать дней в Югославии. Журнал Московской Патриархии, № 6, 1945 г.- стр. 18-28., стр.22)

Глава Сербской Православной Церкви был как первейший враг Рейха подвергнут аресту в начале оккупации страны, долгое время о нем не было ничего неизвестно, потом появились сведения, что он узник концлагеря Дахау. О его судьбе беспокоился весь православный мир. Пока он томился в лагере смерти его заместителем был Митрополит Скоплянский Иосиф, который присутствовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. (Литература: [См.: 2, 3-4; 14, 3-4] Митрополит Алексий. Вступительная речь перед открытием Собора. - ЖМП, 1945, № 2, стр. 36.; О Поместном Соборе Русской Православной Церкви. - ЖМП, 1945, № 2, стр. 3-4.)

"Мы с братской любовью лобызаем представителя славной Церкви многострадальной Югославии, чей верный сын и предстоятель, Святейший Патриарх Гавриил, как истинный священномученник, доселе томится в немецкой неволе. И мы, вместе с верным православными помолимся об избавлении его, отца и Патриарха, от горькой доли пленника фашизма".

Сербский Митрополит Иосиф Скоплянский в приветствие Поместному Собору сказал: "Наша душа опечалена потому, что Предстоятель нашей Церкви, высокопреосвященейший Митрополит Белградский и Патриарх Сербский Гавриил, в течение трех с половиной лет находится в плену у немцев, врагов всего славянства. (Литература: [8, 40] Митрополит Иосиф Скоплянский. Приветствие Поместному Собору - ЖМП, 1945, № 2, стр. 40.)

По освобождении союзными войсками из лагеря Патриарх Гавриил должен был долгое время лечиться и только 14 ноября 1946 года он вернулся в свою страну, торжественно встреченный духовенством и народом, и вступил в управление Сербской Церковью.

Во время оккупации были казнены епископы Сербской православной церкви: Баня-Лукский Платон (Йованович), епископ Горно-Карловацкий Савва, входивший в юрисдикцию Сербской Церкви Чешско-Моравский епископ Горазд, митрополит Добробосанский Петр. (Литература: [18, 129] Скурат К. Е. История, стр. 129). "Убит в г. Загребе Митрополит и епископ Ерофей (Литература: [12, 80] Михайлов А. Г. Новомученики сербские. - В кн.: Папство и его борьба с Православием Составитель С. Носов. - М.: Стрижев-центр, 1993, стр. 80).

"В г. Банья-Лука (Хорватия) католический епископ Иозо Гарич уверил православного епископа Платона (ранее архимандрита Сербского подворья в Москве), что ему ничего не грозит, а между тем сам вошел в тайные сношения с усташами, и епископ Платон поплатился жизнью за свою доверчивость" (Литература: [12, 81] Там же, стр. 81).Умерщвлен он был вместе с протоиереем Субботичем чудовищно жестоким способом.

"Под влиянием проповеди ксендза разъяренные женщины-католички ворвались в квартиру епископа Саввы, убили его и тело бросили в реку". (Литература: [12, 80] Там же стр. 80).

На праздновании 500-летия автокефалии Русской православной Церкви Святейший Патриарх Сербский Гавриил свидетельствовал: "Наш сербский народ в последней страшной войне принес относительно большие жертвы, чем какой другой народ в истории человечества. Сербская Православная Церковь, ее духовенство и паства были предметом самых свирепых и величайших злодеяний со стороны наших врагов. Убито более семисот священников, пять архиереев. Немилосердно истреблялись наши вековые материальные и культурные ценности, а на пространстве всего нашего Отечества произведено великое опустошение" (Литература: [4, 10-11] Святейший Патриарх Сербский Гавриил. - Речь, произнесенная на торжественном заседании 8 июля 1948 г. в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках г. Москвы./ Празднование 500-летия автокефалии Русской православной Церкви. - ЖМП, 1948, № 8, стр. 10-11.)

Через 50 лет после начала фашистской агрессии (в октябре 1991) нынешний Сербский Патриарх Павел, переживший в молодости ту войну выражает те же чувства, что и Патриарх Гавриил. Вот выдержки из его письма лорду Каррингтону:

"Второй раз в этом столетии сербский народ сталкивается с геноцидом и изгнанием с территорий, на которых он веками жил. Первый раз это случилось во время Второй мировой войны под властью так называемого Независимого государства Хорватии, квислингского и фашистского творенья нацистской Германии и фашистской Италии. Тогда свыше 700 000 сербов были заколоты и лишены жизни другими, как правило, садистскими, способами в Ясеновце, других лагерях смерти и в многочисленных ямах и пропастях, в которых некоторые из них и теперь ещё покоятся, а некоторые, из ям спасенные, и теперь еще свидетельствуют о той страшной гибели в аду. Все это творилось по программе создания этнически чистой Хорватии и уничтожения сербов, что лучше всего выразил усташский министр доглавник Миле Будак, который сказал: "Одну часть сербов убьем, другую выселим, а остальных переведем в католическую веру и так превратим в хорватов. "( Литература: [12, 84]Михайлов А.Г. Новомученики сербские. - В кн.: Папство и его борьба с Православием Составитель С. Носов. - М.: Стрижев-центр, 1993, стр. 84).

Враги сербского народа действуют на его территории в режиме экстремального насилия даже не методами войны, а методами Линча. Во время Второй мировой войны своей жестокостью усташи удивляли привычных ко всему германских фашистов, а итальянцам приходилось вмешиваться в их действия. (По докладу специального немецкого посланника Германа Нойбахера: - Литература: [См: 12, 84] Михайлов А.Г. Новомученики сербские. - В кн.: Папство и его борьба с Православием Составитель С. Носов. - М.: Стрижев-центр, 1993, стр. 84).

Чем же вызвана эта сатанинская ненависть одного по сути дела этнического корня народа, уничтожившего около миллиона сербов?

Сербский поэт Зоран Костич - секретарь Общества сербско-русской дружбы (1991г.) считает, что " хорваты находясь на границе католического мира, должны были на нас, оставшихся православными, выплеснуть всю грязь католической стратегии" (Литература: [16, 20] Прийма И. Голоса Сербии, стр. 20). По мнению сербских историков устремления мусульманства и Ватикана слились в едином натиске на сербов. Академик Владимир Дедиер обнаружил в 1984 году в Королевском музее в Лондоне любопытный документ". Ватикан и турецкая Порта (исламский центр) около 1335 года подписали договор о военно-политическом сотрудничестве, что и объясняет многие исторические события, в том числе и ХХ века. (Литература: [16, 20] Прийма И. Голоса Сербии, стр. 20).

Что же может противопоставить сербский народ этому натиску?

Святая Православная Сербская Церковь в лице своих Патриархов дает ответ на этот вопрос. Святейший Патриарх Павел: "Видите ли, мы должны воистину стать народом Божиим, т.е. наши верующие должны понять всю полноту Православия... Христианство есть наука, по которой нужно жить... Иисус Христос в Евангелии от Иоанна говорит: "Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете". ...Мы говорим, что мы никогда не зарывали женщин и детей в ямы только потому, что они принадлежат к другой вере, к другой нации. Если мы начнем делать нечто подобное, вот тогда мы и погибнем как народ, как нация". (Литература: [16, 13-15] Прийма И. Голоса Сербии стр. 13-15)

Вступивший в свои обязанности главы Сербской Православной Церкви после возвращения из плена Патриарх Гавриил в поздравлении Патриарха Московского и всея Руси Алексия с праздником Рождества Христова говорит о том же самом: уповании на Господа и христианской любви. "Тяжелые испытания, жестокие страдания, великие жертвы у лиц обоего пола и огромные, невозместимые убытки в наших извечных владениях, которые хищнический неприятель в беспримерной злобе в течение страшной войны причинил, злоумышляя на жизнь нашей Святой Православной Церкви, нашего духовенства и народа, - наполнили нашу душу и наше сердце глубокою болью и безмерною печалью.

Но среди всех перенесенных страданий мы безропотно подчинялись воле Божией и горячими молитвами призывали милость преблагого Творца даровать нам силы и душевную бодрость, чтобы мы могли перенести тяжелую боль, которую страшная война бросила нам и оставила в наследство...

Мы молим Господа Бога, чтобы он Своею всемогущею силою и мудростью вразумил людей, чтобы они, наученные горьким опытом в только что минувшей военной трагедии, согрелись бы учением Христовым и направились бы к царству истины и любви, чтобы, как бы измучено и возбуждено ни было человечество, оно общим миром и совместным сотрудничеством было приведено к тихой пристани нормальной жизни и работы во славу Божию и на общую пользу земли". (Литература: [3, 4-5] Святейший Патриарх Сербский Гавриил. - Поздравление Патриарха Московского и всея Руси Алексия с праздником Рождества Христова. - ЖМП, 1947, № 8, стр. 4-5.)

Пример арихипастырей Сербской Православной Церкви в мученическом подвиге утверждавшем правоту Христовой веры в годы Второй мировой войны возбуждал всеобщее уважение во всем Православном мире и, безусловно, укреплял мужество собственного народа. На оккупированной Сербской земле возникло движение Сопротивления. Сразу после капитуляции офицеры бывшей Югославской Королевской армии основывают движение сопротивления во главе с полковником Драголюбом Михайловичем, который затем стал военным министром эмигрантского правительства. (Литература: [20] Encyclopedia Britannica. Single user version. - Britannica CD, 1997. [CD-ROM].). Эмигрантское королевское правительство присвоило ему генеральский чин. Он формировал партизанские соединения под названием "четники". Они первыми оказали в горах Сербии (местность Равная Гора) военный отпор гитлеровским оккупантам. "Драже был подлинный родолюб, то есть патриот Сербии, той самой, которая в XIV веке погибла почти без остатка на Косовом поле, но в начале XIX, как феникс, отряхнула с себя горький пепел и порвала цепи пятивекового османского гнета... Михайлович был еще и русофил. Он глубоко почитал Россию старую, знал ее культуру, ее писателей и историков. Он, видимо, до конца надеялся, что и новая, не очень понятная ему Россия, не оставит четников в беде". (Литература: [11, 2-3] Лощиц Ю. Сербские Имена. От нашего специального корреспондента в Югославии. - Литературная Россия. - 1991, 4, окт. №40. - с.2-3.) Ведя партизанскую войну Драже Михайлович основывался на том принципе христианской любви, о которой говорят Сербские Патриархи. Зная, что за каждого убитого немца будет расстреляна сотня мирных жителей, равногорский генерал не подвергал лишний раз опасности мирных жителей. Он ждал помощи от союзников (в частности от Англии), но они подвели. Это было невыгодно мировым антиправославным силам. После окончания войны в 1946 сербский патриот был замучен в коммунистическом застенке Белграда.

Коминтерновец Тито не хотел, чтобы после войны Югославия стала Королевством. В первые месяцы войны четники действовали совместно с партизанскими отрядами Броза Тито, в том числе вместе освободили Горний Милановац. (Литература: [11, 2-3] Там же). Но это были временные союзники, так же как и православные пастыри, принимающие участие в борьбе с захватчиками. Журнал Московской Патриархии, (№ 2, 1944) опубликовал речь православного священника югославской части в СССР Дмитрия Цветкова, произнесенная на митинге славян-воинов 23 февраля 1944 года в Москве: "Посмотрите на поражающую геройством борьбу наших братьев в Югославии. Здесь в рядах борцов за свободу стоят воины-священники, которые не только учат молиться, несут слово Божие, но своим личным примером показывают, как нужно сражаться за веру, за Родину, исполняя слова Иисуса Христа: "Нет больше той любви, да кто душу свою положит за други своя".

В рядах югославских партизан тысячи христианских героев, среди которых есть и священники, руководящие целыми боевыми отрядами". (Литература: [19, 7-8] Цветков Дмитрий, православный священник югославской части в СССР. Речь произнесенная на митинге славян-воинов 23 февраля 1944 года в Москве. - ЖМП, 1944, № 2, с.7-8.)

В сентябрьском номере за 1944 г. в том же журнале читаем письмо югославского протоиерея Евсафия Караматиевича, члена Президиума антифашистского веча Народного Освобождения Югославии на имя Патриаршего Местоблюстителя. "Оккупанты расхитили наши церкви и монастыри, наши храмы они превратили в склады оружия, боеприпасов и конюшни, а святые одежды употребляли как подстилку или совсем их уничтожали". (Литература: [10, 27-30] Караматиевич Евсафий, югославский протоиерей, член Президиума антифашистского веча Народного Освобождения Югославии. Письмо на имя Патриаршего Местоблюстителя. - ЖМП, 1944, № 9, стр. 27-30.) И там же приводится ответ Митрополита Алексия с припиской, что "посланы св. наперсные кресты, ризы, книги, св. утварь и другие богослужебные предметы". (Литература: [1, 30-31] Митрополит Алексий. Ответ протоиерею Евсафию Караматиевичу, члену Президиума антифашистского веча Народного Освобождения Югославии. - ЖМП, 1944, № 9, стр. 30 -31.)

Из этой переписки видно, что православные священники во время войны занимали даже высокие посты в так называемом Вече народного освобождения Югославии, который сформировал коммунист Иосип Броз Тито в 1942 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Но вот война закончилась. Была принята новая Конституция. 31 января 1946 года монархия заменена федерацией 6 республик, причем Хорватия претендовала на особую автономию, особую роль в государстве. (Литература: [20] Энциклопедия Британика). Административные границы Хорватии установлены антидемократическим коммунистическим режимом. Последствия такого деления, когда в Хорватию были включены исконно сербские территории, по мнению Патриарха Павла стали причиной посткоммуниских нынешних конфликтов на территории бывшей СФРЮ. (Литература: [15, 13] Святейший Патриарх Сербский Павел. Сербы вынуждены были защищаться. Интервью корреспонденту "Русского Вестника". - Русский Вестник, 1992, № 7(40), стр.13.). Военные преступники, такие как Анте Павелич благополучно скрылись от преступников за границей. А православные священники совсем недолго были в почете у коммунистического режима.

Святейший Патриарх Павел (Глава Сербской Православной церкви со 2 декабря 1992 года), анализируя события этого века, считает самыми благоприятными годами для Сербской Православной Церкви от 1918 до 1941, когда священство должно было исправить все, что нарушило 500-летнее Турецкое иго. "Вторая мировая война вновь обрубила все лучшее в народе и в священстве. После войны настал долгий и прискорбный период однопартийной системы и материалистических воззрений - строй, к Церкви совершенно враждебный. Церковь смогла преодолеть и эти трудности - ибо должна была их преодолеть, но эпоха эта оставила огромную брешь в душах людей. И сейчас, де-факто, большинство даже не имеет достаточного понятия о своей вере". (Литература: [16, 13] Прийма И. Голоса Сербии. - Санкт-Петербург, 1993, стр. 13). Братские Церкви - Сербская и Русская стоят сейчас перед множеством сходных проблем. "Мы должны быть оптимистами" - сказал Святейший Патриарх Алексий на Московском епархиальном собрании 1997 года.

 

 

 

 

1. Митрополит Алексий. Ответ протоиерею Евсафию Караматиевичу, члену Президиума антифашистского веча Народного Освобождения Югославии. - ЖМП, 1944, № 9, стр. 30-31.

2. Митрополит Алексий. Вступительная речь перед открытием Собора. - ЖМП, 1945, № 2, стр. 36-39.

3. Святейший Патриарх Сербский Гавриил. - Поздравление Патриарха Московского и всея Руси Алексия с праздником Рождества Христова. - ЖМП, 1947,
№ 8, стр. 4-5.

4. Святейший Патриарх Сербский Гавриил. - Речь, произнесенная на торжественном заседании 8 июля 1948 г. в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках
г. Москвы. / Празднование 500-летия автокефалии Русской православной Церкви. - ЖМП, 1948, № 8, стр. 10-11.

5. Епископ Гермоген. К характеристике деятельности Ватикана за последние 20 лет. - ЖМП, 1949, № 9,
стр. 43-51.

6. Епископ Гермоген. Папство и Православная Церковь. - ЖМП. - 1948, № 4, стр. 29-37.

7. Епископ Гермоген. Попытка Ватикана подчинить своему влиянию православные церкви южных славян на Балканах. - ЖМП, 1946, № 9, стр. 65-73.

8. Митрополит Иосиф Скоплянский. Приветствие Поместному Собору - ЖМП, 1945, № 2, стр. 40.

9. История Второй мировой войны 1939 - 1945 в 12 томах. Т. 3. - М., Воениздат, 1974. - 502 стр.

10. Караматиевич Евсафий, югославский протоиерей, член Президиума антифашистского веча Народного Освобождения Югославии. Письмо на имя Патриаршего Местоблюстителя. - ЖМП, 1944, № 9, стр. 27-30.

11. Лощиц Ю. Сербские Имена. От нашего специального корреспондента в Югославии. - Литературная Россия. - 1991, 4 окт., №40. - стр. 2-3.

12. Михайлов А.Г. Новомученики сербские. - В кн.: Папство и его борьба с Православием Составитель С. Носов. - М.: Стрижев-центр, 1993, стр. 79-86.

13. Они не одиноки. - В кн.: Правда о религии в России. - Московская Патриархия, 1942, стр. 292-296.

14. О Поместном Соборе Русской Православной Церкви. - ЖМП, 1945, № 2, стр.3-4.

15. Святейший Патриарх Сербский Павел. Сербы вынуждены были защищаться. Интервью корреспонденту "Русского Вестника". - Русский Вестник, 1992,
№ 7(40), стр.13.

16. Прийма И. Голоса Сербии: Хроника. Диалоги. Архивы. - Санкт-Петербург, 1993. - 120 стр.

17. Савинский С., проф. Пятнадцать дней в Югославии. Журнал Московской Патриархии, № 6, 1945 г.-
стр. 18-28.

18. Скурат К.Е. История Поместных Православных церквей. Т. 1. - М., Русские огни, 1994. - 335 стр.

19. Цветков Дмитрий, православный священник югославской части в СССР. Речь произнесенная на митинге славян-воинов 23 февраля 1944 года в Москве. - ЖМП, 1944, № 2, стр. 7-8.

20. Encyclopedia Britannica. Single user version. - Britannica CD, 1997. [CD-ROM].



Вернуться к заглавной страничке

Сербская Православная церковь в годы Второй мировой войны. Новости храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлево

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU