Какими словами описать то впечатление, которое оказывает
Богослужение на нашу душу?
Каждое богослужение, тем более такое. Отец духовный
говорил: "Получил благодать - помалкивай". А если не стану
молчать, то как и проглаголю?
Пасха среди лета
Снова
сбываются эти слова батюшки преподобного Серафима. В первый
раз это было в 1903 году когда Государь наш, святой страстотерпец
Николай со Своею супругою и старшими детьми возглавил прославление
Саровского (и всея Руси!) чудотворца. Мы знаем, что именно
благодаря настойчивости
Царя состоялась это торжество. Ликование многотысячного
собрания народа было так велико, что воистину эти дни можно
было сравнить с Пасхальными.
Вторая
"летняя Саровская Пасха" - 1991 года, когда были вновь чудесно
обретены и пришли в Дивеево святые мощи Преподобного. Можно
сказать, что несла их туда вся православная Русь, ибо кто
и не смог принять участие во Всероссийском крестном ходе с
сею великою святынею, молитвенно участвовал в этом втором
прославлении святого Серафима Саровского. И здесь паки многие
тысящи сердец, обступая священнослужителей, несущих раку,
едиными усты взывали: "Пасха нова святая!" И
до нынешнего дня поток богомольцев к раке великого молитвенника
не оскудевает, каждый стремиться припасть у ней, чтобы от уст самого
Преподобного услышать чутким сердцем: "Радость моя! Христос воскресе!"
Вот
и сам Царский день настал. По всем храмам Руси великой
прозвучали колокола, зажжены все лампады
и свечи, воскурен фимиам. "Величаем вас, святии Царственнии
страстотерпцы и чтим честная страдания Ваша, яже за Христа
претерпели есте". Вот и канули в лету все пустые разговоры:
мученик ли Царь? За Христа ли Он терпел? Христу ли уподоблялся?
Воистину иначе и не мыслимо было спеть! Каждый святой страстотерпец
страсть - (что по-русски: страдание) терпит Христа ради,
уподобляясь Божественному страдальцу. Здесь и Борис с Глебом
- святые князья, ради Христа не ставшие
супротив убийце - брату, здесь и святой князь Андрей Боголюбский
(празднуемый сегодня, 4/17 июля! - не случайное совпадение, но перст
Божий). Святые страстотерпцы и мученики молите Бога о нас! Вот в
нашем святом храме совершается каждение Божественного Престола,
образов и ликов, и при сем звучат стихи избранного псалма: "Пролияша
кровь Их, яко воду", "Разжегл еси Ны, яко разжизается сребро". И
встают перед глазами стены мрачного подвала, и вспоминаются надругательства
над еще теплыми святыми мощами! Слез и стенаний наших немощных не
хватает, чтобы описать весь подвиг, все страдания Ваши, дорогие
наши: Царь-батюшка, Царица-матушка, надежда Руси некогда потерянная
- очищенный болезнью, яко огнем, отрок святой Царевич, вновь пришедшие
в наш бунтарский век, как из русской сказки - Царевны-лебедушки,
голубушки, агницы непорочные!
И снова
- уже прокимном: "Пролияша кровь Их, яко воду!" Стих тот же, что
и в зарубежной службе: "Вменихомся, яко овцы заколения", но прокимен
кажется, никогда прежде не слышанный. "Всякое дыхание да хвалит
Господа" "Хвалите Бога во святых Его!" И открывается Святое Благовествование
(Матф. Зач. 36, мучеником чтомое). Вонмем! "… Се Азъ посылаю
Васъ, яко овцы посреде волковъ… И передъ владыки и цари ведени будете
Мене ради" - а тут Сам Царь заведен в подвал сбродом из потерявшей
( каждый свою!) Родину чернью. По приказу тайных сил. "Предастъ
же братъ брата на смерть… И будете ненавидими всеми имене Моего
ради: претерпевый же до конца, той спасен будетъ" .
Молитвами царственных страстотерпцев, Милостиве, очисти множество
прегрешений наших!
Страстотерпче Христов, Царю Николае, по имени Твоему* и житие
Твое. Сего ради врази Твои не возмогоша сокрыти славу Твою!
Кроток бысть и молчалив во страданиих Твоих, прося не мстити за
Себе.
Житие Твое оклеветано бысть, кончина же Твоя с мученики святыми
славна.
Моли о душах наших.
*Николай - побеждающий народ. Победил
Государь, с Божией помощью искушения мира сего, победил и кажущуюся
нелюбовь народную. Оставленный почти всеми (но нашлись верные слуги),
ненавидимый многими и до сего дня (но тысячи лобызали Твои мироточивые
и кровоточащие иконы!). И этот народ, который наполнил святой храм,
несмотря на будний летний день, верные Божии рабы и Твои, Государю,
верноподданные! Благоговейно прикладываются к благоухающей иконе,
принимают помазание литийным маслом, в которое добавлено чудесно
источившееся миро. А хор прославляет Господа: "Волною морскою"!
Одно из самых умилительных возлюбленных народом нашим песнопений
Страстной Господней седмицы… И снова Пасха расцветает в душах молящихся,
Пасха среди лета. Премудро поступили наши братья из Зарубежной ветви
Церкви Русской, назначив петь именно этот ирмос шестого гласа на
Собор Новомучеников в январе. Братолюбно и деяние Богослужебной
комиссии при Московском Патриархе, взявшей за основу Службы годами
изгнания выстраданный текст святому Царю посвященный. Только "у
них" - ирмос в Царской службе другой: "Грядите людие". "Волною морскою"
- подымает молитву на еще более высокую ступень. Господу, Божественному
страдальцу уподобляются страстотерпцы, Его Страстной седмице - год
с небольшим пути, "ступени вниз" - на небо возвели!
С началом Божественной Литургии святое миро покрывает уже и Младенца,
струится вниз.
Но мы
не закончили наше немощное повествование об утрени. По каноне стихиры
на хвалитех глас осьмый - Подобен: О преславного чудесе!
Второе великое обретение ключа к сердцу молящегося в сей новой Службе!
Как умилительно звучит эта стихира в день Всех
святых, в земле российской просиявших! Как ликуют души наши,
когда и на память отдельных русских святых в неуставном месте прозвучит
эта песнь! И вспоминается
старец, называющий на вопрос певчих именно эту стихиру и внимающий
дыханию Духа Святаго, когда на клиросе: пение по запричасном стихе,
сам же он со трепетом держит в руках пресвятое Тело Христово, вкушает
Его со страхом и испивает драгоценную, за живот мира излиянную честную
Кровь, и душою Святые Тайны воспринимает. Ныне же он в Царстве небесном
купно со всеми благоугодившими Господу - Царя святого со Семьею поздравляет,
чего и нас сподоби милостивый Владыко!