История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Протоиерей Философ Орнатский.
Саровские поучения.

7. О значении храма на Руси.
Слово, произнесенное 21 июля при освящении храма во имя преподобного Серафима, над келлией преподобного, в Саровской пустыни

«У нас вера православная, Церковь, не имущая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие -в щит и в броню - правду: сих врата адова не одолеют».
Эти слова преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, невольно приходят на память при настоящем церковном торжестве. Ряд славных торжеств по случаю открытия святых мощей преподобного заканчивается ныне истинно-церковным делом - освящением первой церкви во имя его. Но этот конец торжеств в Сарове есть начало их по всей Руси. Уже завтра освящается другая церковь его имени в Дивееве, давно, в ожидании прославления святого старца, сооруженная «сиротами» Дивеевскими. Но мы веруем, что эти храмы на местах дивной славы преподобного суть только предтечи многого множества храмов в честь его на всем пространстве святой Руси, славной лучшим украшением ее - святыми храмами. Создадутся они на трудовую копейку, усердием самого народа, и будет повсюду призываться святое имя его, душа народная будет питаться его наставлениями, образ его равноангельской жизни будет примером для верующих! Вместе с храмом придет сам преподобный, поселится среди народа, будет его покровителем, молитвенником и ходатаем пред Богом. Создастся на местах его почитания новая прочная связь народа с Церковью православною, которая оживит, обновит и укрепит народ для жизни христианской - спасительной.
Велико, братие, значение святого храма на Руси! С него начинается поселение; в нем сходятся все - малые и старые, простые и знатные и находят удовлетворение своих запросов: душа верующая стремится в горние обители, и храм служит для нее небом на земле, она хочет учиться - и храм служит для нее училищем благочестия, она ищет сил к совершению добра, к устроению своего спасения - храм служит для нее сокровищницею благодати. Храм есть лучшее украшение родного села, деревни или города, в него влечет и нужда, и горе, и радость; от колыбели до могилы, и даже за гробом он нужен каждому; он то же, что маяк для пловцов в бурном море, крепость - для осажденных сильным и искусным врагом, вооруженным раскаленными стрелами. Он и указатель истинного пути и охрана для путника.
К сожалению, братие, ныне не все так думают. Все более и более умножается число людей, по происхождению русских, часто по рождению даже православных, которые не посещают храмов, считая их, вместе с Церковью Православною, безблагодатными, или рассадниками суеверий, или не удовлетворяющими новых запросов, которые народились в обществе. Я разумею не только наших раскольников, которые давно выбросились с корабля церковного на малых ботиках среди бурного моря и думают спастись на них; не только новейших сектантов, которые всецело предоставили себя действию стихий мира по преданию человеческому, а не по Христе, и не имеют даже и тени церковного устройства. И старым и новым отщепенцам святой Церкви одинаково можно напомнить ответ святого Серафима одному старообрядцу, который спрашивал его: «Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?» (прибавь - и самоновейшая).- «Оставь свои бредни,- отвечал святой Серафим,- жизнь наша есть море, святая православная Церковь наша - корабль, а кормчий - Сам Спаситель. Если с таким кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду — спастись без кормчего?»
Но не этих старых и новых отщепенцев Церкви разумею я, а главным образом тех братии наших, объявляющих себя не чуждыми веры и Церкви Православной, которые, однако, находят, что Церковь утратила душу живу, окаменела в своих формах, и в своих храмах не удовлетворяет живых запросов современного общества. Они хотели бы оживить Церковь, вдохнуть в нее больше любви к человечеству, его немощам и слабостям, к его жизненным потребностям. Недовольные путем веры, покаяния и воздержания в жизни и непостыдного упования в чаянии грядущих благ за гробом, которым святая Церковь ведет верующих ко спасению, они начертывают новый путь жизни.
Здесь не место и не время знакомить вас, братие, с этим новым путем. Освобождая от всех прикрас, которыми обставляется начертание этого пути, нельзя не видеть, что это - старый путь, осужденный Господом в словах: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Это также тот путь, о котором сказал Спаситель: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).
Путь, указуемый Церковью, прост и ясен. Он не чернилом и тростию начертан, но дан в живом примере Господа, Который сказал о Себе: «Аз есмь путь». Это - путь смирения и воздержания, труда и молитвы, служения ближним и самоограничения -словом, путь подвига или путь креста, без всякой поблажки чувственности в идеале, с искренним раскаянием в грехе, в случае падения. Этим путем шел в земной жизни Христос Спаситель, его заповедал Он людям. Указуя этот путь чадам своим, святая Церковь дает им и силы для прохождения его, от рождения и до смерти, в благодати Святых Таинств, в молитве, в помощи святых и примере их жизни. Храмы наши, расписанные ликами святых и картинами, изображающими события из жизни их, учат нас без слов тому же пути. В самом деле, представьте себе храм, весь расписанный картинами из жизни преподобного Серафима,- сколько уроков уму и сердцу давало бы его с детства послушание святой Церкви, его покорность матери, затем иноческие подвиги в столярничестве, в лесу, его затвор, молчальничество, тысяченощное моление на камне, земные поклоны всем, кормление медведя, раздаяние сухариков и воды из источника, исцеление больных, утешение скорбящих, и всё это с ласкою, с нежностью, с радостью; затем, его келейное правило с молитвою за живых и усопших, его способ томить томящего его, явления ему Пресвятой Богородицы, видение в храме Самого Господа Иисуса Христа и, наконец, блаженная кончина его на молитве пред образом Богоматери. Какой разнообразно-полный путь самоотверженного подвига, добровольного мученичества для спасения души!
В настоящем случае я хотел бы, братие, чтобы вы напечатлели в сердцах своих образ старца Серафима в пути и унесли его с собою в дома свои. Вот он с раннего утра, в четыре, иногда и в два часа пополуночи отправляется из этой вот кельи, над которою построен ныне освященный храм, в ближнюю пустыньку. Он идет в своем белом холщевом балахоне, в старой камилавке, с топором в руке. На спине у него котомка, набитая камнями и песком. Поверх песку лежит Евангелие. У него спрашивали, зачем он удручает себя этой тяжестью. «Томлю томящего мя!» -отвечал старец.
Не забудем никогда этого образа и краткого ответа старца в пояснение его. В нем начертан весь путь жизни: сначала победить врага в себе самом, а потом уже помогать другим побеждать врага. «Радость моя! — говорил преподобный,— молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя ».
В заключение же снова прошу вас, братие: будем молиться Господу Богу, да распространит он славу преподобного и богоносного Серафима по лицу всей земли Российской, да умножаются храмы во имя его, да усвояет в них и чрез них все блага святой веры и Церкви русский народ, ибо, повторим слова преподобного:
«У нас вера православная, Церковь, не имущая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие -в щит и в броню - правду: сих врата адова не одолеют».
Это вещее слово крепкой веры и пламенной любви святого Серафима к Матери-Церкви да будет заключением и всех торжеств Саровских. Аминь.

Печатается по изданию:
Саровские поучения протоиерея Философа Орнатского. СПб., Типо-литография М. П. Фроловой, 1903.

6. О блаженной кончине святого старца Серафима Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть 

См.также:

Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения.О значении храма на Руси.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU