История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

ОПИСАНИЯ ТОРЖЕСТВ В ЦЕРКОВНОЙ ПЕЧАТИ

Из Сарова и Дивеева

Саровские торжества открытия святых мощей преподобного Серафима завершились освящением двух храмов имени преподобного.
Первый на Руси Серафимовский храм освящен в Сарове, над монастырскою келлией преподобного Серафима.
Освящение храма совершено в понедельник 21 июля. Накануне этого дня, в 7 1/2 часов вечера, благовест большого колокола призвал множество молящихся в новоосвящаемый храм к первому в нем всенощному бдению. Всенощная служилась, как обыкновенно бывает в таких случаях, на средине церкви, перед столом, на котором расположены были все священные принадлежности престола и жертвенника, покрытые шелковою голубою пеленой.
На литию и величание преподобного Серафима выходил преосвященный Тамбовский Иннокентий. Песнопения службы исполняли певчие Тамбовского архиерейского хора. Помазывание освященным елеем многотысячной толпы народа совершал преосвященный Иннокентий, который во время полиелея, в сопровождении архидиакона Александро-Невской лавры и двоих иподиаконов, входил для совершения каждения в келлию преподобного Серафима.
На следующий день, 21 июля, освящение храма совершил высокопреосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский.
Когда уже было совершено облачение престола и жертвенника, состоялся торжественный ход, в сопровождении крестного хода, за святыми мощами для освящаемого престола. В крестном ходе были несены резные из кипарисового дерева хоругви, присланные в дар обители от общества хоругвеносцев Сергиева Посада. За крестным ходом, направившимся к Успенскому собору, шествовали митрополит Антоний, Казанский архиепископ Димитрий и Тамбовский преосвященный Иннокентий. Из Успенского собора владыкою митрополитом были перенесены на голове частицы святых мощей преподобного Серафима.
Новоосвященный пятиглавый храм представляет собою красивое, оригинальное сооружение в русско-византийском стиле. Архитектурный проект Серафимовского храма выработан и составлен профессором архитектуры А. С. Каменским. Размеры храма: в длину 22 сажени, в ширину 8 саженей, а внутри - от пола до сводов — 10 саженей.
Средства на постройку храма собирались среди христолюбивых благотворителей и почитателей преподобного Серафима. Одна благотворительница пожертвовала 50000 рублей на сооружение величественного бронзового выволоченного иконостаса; вся ценная утварь для храма пожертвована разными лицами.
Стоимость всего сооружения определяется суммою свыше 200 тысяч рублей. В настоящее время Серафимовский храм снаружи еще не оштукатурен и внутри не расписан; но в будущем году приступят к этим работам, окрасят храм в белый цвет Саровских церквей и облицуют цветными изразцами. В этом храме собраны все хоругви, числом 42, принесенные в дар обители к 19 июля от 18 обществ хоругвеносцев.
Одна из главных святынь Саровской обители - каменная келлия преподобного Серафима, в которой он жил, подвизался и в молитвенном подвиге скончался,- помещается в западной части храма, между хорами и средней его частью, и имеет вид часовни с четырехскатною чешуйчатою кровлей из светлой бронзы, с рядом кокошников по нижнему краю и золотым крестом на главе ее. Вокруг этой келлии-часовни можно пройти. Всю северную стену келлии снаружи занимает художественно написанное священное изображение явления Богоматери преподобному Серафиму. У входа в келлию находится изображение преподобного Серафима благословляющего и над низенькою дверью - икона Умиления Божией Матери.
Внутри священной келлии, небольших размеров, в левом ее углу, поставлен массивный бронзовый с чеканкою киот, высотою до потолка, под зеркальными стеклами которого находятся: образ Спасителя в золотой ризе и копия иконы Умиления Богоматери, пред которою, коленопреклоненный, восприял свою блаженную кончину преподобный Серафим. Пред киотом большой подсвещник и неугасимая лампада. Здесь же стоит аналой со святым крестом и Евангелием для служения молебнов новоявленному угоднику Божию.
В келлии собраны сохранившиеся вещи преподобного Серафима. Здесь сохранилась печка с лежанкою, облицованная зелеными изразцами с изображением цветка; здесь находятся: мантия, шапочка в виде камилавочки и кожаные четки преподобного, два шейных креста из кипарисового дерева, вырезанные руками его, камень, на котором днем молился преподобный в своей дальней пустынке, зуб его и волосы с головы преподобного и Евангелие, обгоревшее во время пожара в келлии преподобного, при его кончине. Все эти предметы заключены в футляры-витрины из светлой бронзы с зеркальными стеклами, устроенные усердием Московских хоругвеносцев. На одном футляре выгравирована славянскими буквами следующая надпись: «Сооружена иждивением общества Московских хоругвеносцев всех соборов, кремлевских монастырей и Ново-Спасского - в память открытия святых мощей отца нашего преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в славное царствование Государя Императора Николая Александровича, 19-го июля 1903 года». И вся вообще келлия-часовня украшена на средства тех же хоругвеносцев.
Освящение второго храма во имя преподобного Серафима Саровского совершено 22 июля в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Здесь, по глубокой вере сестер обители в святость и скорое прославление основателя ее, с 1875 года был устроен, в честь его, левый придел соборного храма - но оставался неосвященным до открытия святых мощей преподобного Серафима.
Накануне освящения в соборе монастырским духовенством были совершены церковные службы: малая вечерня, параклисис, повечерие и всенощное бдение, причем на литию и величание во время всенощной выходил преосвященный Назарий, епископ Нижегородский. Стечение богомольцев по случаю торжества было необычайное: обширный храм далеко не вмещал молящихся и снаружи был окружен живою стеной народа; говевших было до тысячи человек, исповедь которых продолжалась с 3 до 12 часов вечера.
Торжество освящения храма началось в 7 часов утра. После облачения святого престола и жертвенника преосвященным Назарием было совершено перенесение на голове частиц святых мощей из алтаря главного придела соборного храма, и затем крестный ход направился вокруг собора. В новоосвященном Серафимовском храме была совершена архиерейским богослужением первая литургия, песнопения которой дивно исполнял хор монахинь.
По окончании литургии, соборне совершен был торжественный молебен равноапостольной Марии Магдалине - по случаю дня тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны - и преподобному Серафиму.
В иконостасе новоосвященного Серафимовского храма, на храмовой иконе преподобный Серафим изображен в длинной монашеской мантии и со взором, обращенным к небу; у ног преподобного раскинут вид Саровской пустыни. Рядом помещается икона с изображением апостола из числа 70-ти Прохора (мирское имя преподобного) и святого Сильвестра, папы Римского, память которого празднуется 2 января — в день кончины преподобного. На северных боковых дверях изображен огненный шестикрылый Серафим, ангел преподобного в иночестве. Рядом находится икона святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры - святых, тезоименитых Их Величествам.
В день святой равноапостольной Марии Магдалины, 22 июля, в 7 часов утра, была совершена в Успенском соборе Саровской пустыни Божественная литургия, которую служил высокопреосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский, с преосвященными Димитрием Казанским и Иннокентием Тамбовским.
По окончании богослужения от имени митрополита Антония, архиепископа Димитрия и епископа Иннокентия была отправлена в Петергоф Августейшей Имениннице, Государыне Императрице Марии Феодоровне поздравительная телеграмма, на которую 23 июля был получен телеграфический ответ на имя митрополита, изложенный в следующих высокомилостивых выражениях:
«Под живым впечатлением радостных дней сердечного умиления, проведенных мною в прекрасном Сарове, сердечно благодарю Вас, архиепископа Казанского Димитрия и епископа Казанского Димитрия и епископа Тамбовского Иннокентия за приветствие с днем Моего Ангела и молитвенные пожелания.

МАРИЯ».


Высочайшая приветственная телеграмма была составлена в следующих выражениях:
«Помолившись у раки преподобного Серафима о здравии и благоденствии Вашего Величества, из прекрасного Сарова почтительнейше приветствуем Вас со днем Вашего Ангела и молитвенно Вам желаем всяких милостей от Господа.

Антоний, митрополит С.-Петербургский. Димитрий, архиепископ Казанский. Иннокентий, епископ Тамбовский»
.

Вокруг святой раки преподобного Серафима Саровского, в арках сени, утверждено всего тридцать шесть лампад, среди которых пять лампад — дар Высочайших Особ. Все эти лампады утверждены на стороне, обращенной к главному Успенскому приделу собора. Лампада Их Величеств круглой формы, золотая, украшенная драгоценными камнями из сибирских горных пород, в натуральном виде, без шлифовки, и древнехристианским знаком имени Иисуса Христа, в виде букв X и ХР в круге, из мозаичной эмали. Ободок лампады имеет следующую ажурную надпись, сделанную славянскою вязью: «Ты Сам, Господи Боже, избрал его и нашел сердце его верным пред Тобою. Дар Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 19 июля 1903 года». В ободок вставлена фарфоровая чашка сферической формы и в нее - лампион из красного стекла. Лампада висит на четырех цепочках, составленных из чеканных изображений головок шестокрылых серафимов и крупных драгоценных камней. Внизу к лампаде подвешены четыре кисти из жемчуга; драгоценные камни, которыми украшена лампада, трех цветов: белого, зеленого и розового.
Под лампадою Государя и Государыни помещается лампада — дар Августейших Детей Их Величеств, украшенная так же, как и первая, с тем лишь отличием, что четыре цепочки сделаны из чеканных изображений Государственного Герба и прикреплены вверху к Императорской Короне. На ободке вырезана следующая надпись: «Свет Христов просвещает всех. Дар Их Императорских Высочеств Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. 19 июля 1903 г.».
Справа от этой лампады, на шелковой ленте фиолетового цвета, прикреплена лампада Их Императорских Высочеств Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. На золотом ободке лампады находятся художественно сделанные из мозаичной эмали миниатюрные иконы святого благоверного и великого князя Александра Невского и Марии Магдалины. Между святыми иконами вырезан славянскою вязью следующий текст: «Богом прославленному святому старцу Серафиму Саровскому с теплою верою приносят сию лампаду Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. 19 июля 1903 года». Четыре цепочки лампады составлены из ажурных листьев с жемчужиною на каждом листке; внизу лампады подвешен продолговатый крест из белой эмали; вся лампада украшена жемчугом.
Слева от лампады Августейших Детей Их Величеств находится лампада - дар Их Высочеств Великого Князя Петра Николаевича и Великой Княгини Милицы Николаевны. Лампада состоит из двух ободков, соединенных между собою тремя цепочками из драгоценных камней — жемчугов, рубинов, александритов, хризолитов; на такой же цепочке внизу к лампаде подвешено чеканное из золота изображение шестокрылого серафима. Вверху лампада прикреплена на шелковой фиолетовой ленте; нижний ободок имеет металлическое дно и на нем утвержден лампион из красного стекла. На верхнем ободке лампады вырезана славянскою вязью такая надпись: «Не может град укрытися, верху горы стоя. Кто сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем». Верхние края обоих ободков лампады украшены крестиками из разноцветных драгоценных камней, а нижние - подвесами из таких же камней. На лицевой стороне нижнего ободка лампады помещена небольшая, писанная на фарфоре эмалевыми красками, художественная икона «Умиление Божией Матери». Лик Богоматери по обе стороны окружен следующим изречением апостола Павла: «Слово мое и проповедь моя не в убедительных человеческия мудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет».
С противоположной стороны этой лампады помещается лампада Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича, представляющая собою круглый венчик из белой эмали, украшенный крупными аквамаринами. На ободке надпись золотыми буквами: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
Лампады Их Величеств и Августейших Их Детей исполнены по художественному рисунку, сделанному Великим Князем Петром Николаевичем, который известен как знаток древнехристианского и византийского стиля и орнаментики.
Замечателен по изящной красоте еще один Высочайший дар к раке преподобного Серафима - это четыре ковра-дорожки из материи темно-зеленого цвета, имеющие в общей сложности длину в 40 аршин. Борт этих ковров вышит лентами из желтой шелковой материи по красивому рисунку. Эта вышивка сделана Ее Императорским Величеством Государынею Императрицею Александрою Феодоровною.


Прибавления к Церковным ведомостям № 32,1903 г. С. 1216-1221.


Описание торжеств в церковной печати. Высочайшее посещение Дивеевского монастыря, Нижегородской епархии. Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Священник Павел Беляев. Великие Саровские торжества в июле 1903 года.

См.также:

Описание торжеств в церковной печати. Из Сарова и Дивеева.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU