История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Священник Василий Тигров
Воспоминания о Саровских торжествах

И настало мгновение!

Около 4 часов Их Величества возвратились в обитель.
Приближался момент самого светлого торжества, которому далеко уступало всё великолепие предшествующих глубокознаменательных дней.
В 6 часов вечера начался благовест ко всенощному бдению. Это была первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться и ублажаться церковью в лике святых Божиих. Владыка-Митрополит со славою проследовал в Успенский собор. Вскоре прибыло и Августейшее Семейство. Служба началась и до литии шла обычным порядком. Но вот запели литийную стихиру: «Приидите, иноков множества, днесь преподобного благочестно восхвалим»; все присутствовавшие в храме и монастыре зажгли свечи; на колокольне раздался торжественный благовест,- и из собора выступила величественная и дивная по красоте процессия: впереди вышли псаломщики с фонарями, иеродиаконы с запрестольными крестами и иконами; далее следовали Невские певчие; за ними в блестящих облачениях с серафимами шли священники, иеромонахи, игумены, протоиереи, настоятель обители и архимандриты; за иподиаконами с трикириями и дикириями следовали: епископы - Иннокентий и Назарий, архиепископ Димитрий и митрополит Антоний. За митрополитом шли: Государь Император, Государыни Императрицы, Великие Князья и Княгини в сопровождении лиц Их свиты. Шествие это направлялось к Зосимо-Савватиевской церкви. По всему пути следования, по обеим его сторонам, установлены были в надлежащем порядке, по данным заранее указаниям ключаря кафедрального собора, хоругвеносцы в красивых парадных кафтанах с принесенными из разных мест Русской земли хоругвями. Певчие продолжают петь: «Не забывай нас, радосте наша, отче Серафиме... » Шествие приближается к концу и входит уже в открытые двери Зосимо-Савватиевской церкви. Настали минуты счастливого ожидания. Народ стоит в благоговейном молчании с зажженными в руках свечами воску разного цвета: желтого, белого, красного и зеленого. В воздухе необыкновенно тепло, ясно, тихо - не слышно движения ветра... Все с затаенным дыханием и напряженным вниманием смотрят в сторону, откуда должно показаться снова шествие, но уже со святыми мощами.
И вот началось это величественное, глубоко-трогательное шествие. Торжественно нанесенный из церкви, гроб был установлен на носилки и, на них высоко поднятый, был виден всему народу. Он был несен Государем, Великими князьями, митрополитом, архиереями и архимандритами. По бокам гроба четыре диакона держали рипиды. За гробом следовали Государыни Императрицы и Великие княгини.
Какое было в то время настроение в народе - это невозможно описать и передать. Совершилось, наконец, то, к чему все предшествующие торжества были только подготовлением. Теперь все воочию увидели то, что видеть спешили, стремясь за сотни и тысячи верст. Настал тот момент, который восчувствовать, пережить в одном месте собрались десятки тысяч человек, сшедшихся из всех концов Руси святой, соединившихся, несмотря на разность наречий, племен и народностей, в одну тесную семью, в одно целое, нераздельное. Просияли лица всех от нахлынувших новых впечатлений. И можно ли было выдержать себя под наплывом этих впечатлений? И зачем было сдерживать себя, когда сердце почувствовало такой простор и свободу и неопреодолимое влечение высказать наружу все свои внутренние движения, все свои волнения? И потому, я думаю, не ошибусь, если скажу, что у всех в эту минуту показались слезы на глазах,— то были слезы благоговейного восторга, благочестивой радости, слезы глубокого умиления. Многие женщины громко плакали и рыдали. Все с молитвенным воздыханием обращались к новому святому, преподобному отцу Серафиму. Повсюду было слышно: «Преподобне Отче Серафиме, моли Бога о нас», «Батюшка ты наш», «Отец Серафим», «Молитвенник наш», «Чудотворец наш», «помолись о нас»...
Эти слова, выходившие из самого сердца и из уст простого народа, были особенно трогательны. Многие женщины бросали по пути шествия гроба куски холста, полотенца и другие изделия своих рук. Религиозный восторг достиг высшего напряжения и проявления. Шествие направляется вокруг Успенского собора, с остановками на каждой стороне его, во время которых произносятся литийные ектении и, наконец, по прочтении у западных врат литийной молитвы, вступает вовнутрь собора, где устанавливается гроб со святыми мощами на особом возвышении среди величественно освещенного храма.
Служба продолжается. Между кафизмами Преосвященный Иннокентий произнес слово, которое заканчивалось так: «В этом гробе источник, свет и радость веры нашей. Холодна и тускла была бы она, если бы не получала ясного ободрения, что молитва и подвиг всегда будут награждены и прославлены Господом. В этих святых мощах - новое знамение милости и благости Божией к русскому народу и Церкви Православной, как бы разверзается небо и встает у престола Господня новый молитвенник за нас недостойных, новый предстатель и ходатай. И мы ясно видим плоды этой молитвы его ко Господу. Слепые прозревают, глухие слышат, немые говорят, расслабленные восстают. Еще мгновение - и откроется крышка этого спасительного гроба, явятся нам благодатные останки — и еще яснее встанет пред нами образ ныне дивного во святых Божиих Серафима... но кроткого, смиренного и убогого в земной жизни».
И настало мгновение! Запели «Хвалите имя Господне». На средину храма вышли первосвятитель Русской церкви Митрополит Антоний, три архиерея, двенадцать архимандритов, два игумена и двадцать пять протоиереев и священников. Митрополит по установлению подал зажженные свечи Государю Императору, Государыням Императрицам, Великим князьям и духовенству. Все богомольцы зажгли также свечи. Пение смолкло, водворилась таинственная тишина. Взоры всех устремлены ко гробу. Все в немом ожидании чего-то необычайного. Вот сходит с амвона Митрополит, приближается ко гробу. Игумен выносит из алтаря на золотом блюде ключ. Митрополит со всем духовенством делает три земных поклона, затем принимает ключ, отпирает замок гроба и гроб открывает, два архимандрита снимают крышку, другие два относят ее в алтарь. Святые мощи теперь открыты. Все преклоняют колена; священнослужащие поют: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме...» Была минута, всех поражавшая до глубины души. Все присутствовавшие в храме были охвачены одним настроением. Сердца всех устремлены были к преподобному Серафиму, который как бы восстал теперь из гроба и был так близок, близок к каждому. Чувствовалось благоухание святыни, чувствовалась близость нового, неведомого дотоле мира, чувствовалось, что слава небесная наполнила весь храм и что все теперь приступили к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12, 22).
И так хотелось молиться, так хотелось возноситься умом и сердцем в новую открывшуюся область, где празднующих глас непрестанный, воня благоухания духовного, пища славы Божией нетленная, потоцы сладости неисповедимые! И так было невыразимо радостно под сводами этого храма, который был теперь пространнее самого неба, ибо вмещал в стенах своих всё небо со всею его славою, ибо вмещал в себе всю Церковь — земную и небесную. И там, где высшая иерархия церковная, высшие представители церкви земной, там, где высшие представители земной власти, где сам Венценосный Вождь народа, там, где собрались представители всех сословий и народностей со всех местечек, закоулков и даже дальних окраин всей необъятно-обширной страны православной, там, где это множественное собрание едиными устами и единым сердцем возносит теперь моление к небу,- как не мыслить там присутствия самого неба, Самого Царя Небесного со всем Его воинством? И хотелось думать, что в это время раздвинулись своды храма сего, чтобы обнять собою весь свод неба небес, со всею его славою, и на столько раздались самые стены храма, чтобы вместить в себе все миллионы православно-верующих по всей Руси святой. В это время этот храм был точкой схода, куда устремлялись, где встречались духовные взоры всех православных; он был средоточием самых чистых мыслей, самых лучших чувств, самых высших радостей, каковыми преисполнены были сердца всех верующих, большинство которых хотя телом отстояло на многие тысячи верст, но сердцем своим устремлялось сюда и душою своею обитало здесь! Итак, что был этот храм, как не вместилище сияющей, торжествующей всей церкви земной? И в этом торжестве церкви земной — как не мыслить участия всегда торжествующей Церкви небесной?.. И как хотелось мыслить, что в эти минуты, когда в торжественном собрании земной церкви под сводами сего храма в первый раз раздалось это умиленное пение: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме» и когда все присутствующие охвачены были чувством невыразимо-блаженного состояния и озарены были радостным проникновением в новую, неведомую дотоле область высших духовных наслаждений,- как хотелось мыслить, что в эти минуты и в торжествующей Церкви небесной было достойное прославление преподобного Серафима!
И это торжество церкви земной, эти духовные радости и наслаждения душ православных во время сего торжества не были ли слабою лишь только тенью, бледным лишь отражением того
славного торжества, которое было на небе, отражением той неизреченной радости, в которую введен был теперь прославляемый на земле славный житель небесных селений?..
Пропели величание священнослужители и певчие. После чтения Евангелия митрополит и архиереи приложились к святым мощам и помазались освященным елеем. И вот Державный Повелитель земли русской смиренно преклоняет колена пред гробом, в котором лежат останки некогда убогого, некогда незнатного старца, а теперь дивного во святых Божиих нового заступника православной земли Русской, прикладывается и с благоговением целует святые останки и принимает помазание елеем от Митрополита.
Затем прикладываются и принимают помазание Государыни Царицы, Великие князья и княгини. Далее подходят священнослужители и все прочие присутствовавшие в соборе.

Последняя заупокойная литургия. Государь  на пути к источнику. Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть «Батюшка Серафим, исцели ты нас!»

См.также:

Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.И настало мгновение!Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU