История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

 Это единение Руси у могилы великого праведника какую обильную струю света и жизни должно пролить в чувство и сознание русских людей! Таких великих торжеств нельзя сочинить искусственно. Такие великие дни не проходили напрасно. Здесь действует мановение десницы Вышнего. Здесь виден перст Божий, указующий путь народам.
Протоиерей Петр Смирнов. Священное торжество Перейти

Предисловие

 Книга, которую вы держите в руках, - не собрание материалов столетней давности, как может показаться. Она задумана не как архивный памятник. Она не только о прославлении преподобного Серафима, происходившем в 1903 году, но и о торжествах 1991 года (когда были чудесно вновь обретены и перенесены с великим всенародным торжеством в Дивеево его мощи) и 2003 года, когда вся православная Россия, даже весь православный мир, вновь сошелся у святых мощей Преподобного. Об одном, едином событии, относящемся не к «прошлому», а к настоящему.
В 1903 году Православная Русь во главе с Царем сошлась (и частью - буквально, пешим ходом и за тысячу верст) у святых мощей чтимого и прославляемого святого. «Столь живого и тесного соединения русских людей в ограде церковной давно не видано было,- пишет современник,- и так напоминает оно наше старое доброе время, когда собиралась и собралась наконец святая Русь под единую власть Царя православного, когда в ограде Церкви все чувствовали себя, как в дому Отца Небесного, когда не было этого печального разделения между народом и высшими слоями общества, как бы оторвавшимися от народа и плывущими своей особой ладьей, и этого погибельного отделения интеллигенции от церкви, составляющего особо всеми чувствуемую злобу нашего времени»[1 Примечание]. Читая собранные в этой книге воспоминания и описания, мы не можем не видеть того, что было сокрыто от участников тех событий. Не просто Царь поклонился Преподобному, но Царь-Страстотерпец. Мы знаем, что в эти дни Государь получил от преподобного Серафима таинственное письмо с предречением своей участи. Мы знаем, что после Саровских торжеств родился долгожданный наследник, царевич-страстотерпец Алексий. Рядом с Царственными страстотерпцами - будущая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна - со своим мужем, Великим князем Сергеем Александровичем, которого всего лишь полтора года спустя разорвет бомба Каляева. Пояснения высоким особам дает архимандрит Серафим (Чичагов), автор «Дивеевской летописи», главный инициатор прославления преподобного Серафима,— также священномученик. И священномученик же Философ Орнатский говорит проповеди, западающие всем в душу и память... Реально, физически, в великом торжестве сошлась та Святая Русь, о которой мы поем: «полче Божественный», которому мы молимся, прославленные Церковью святые - и не прославленные еще, и не счесть, сколько их, уже вписанных в наши святцы, было тогда, в 1903 году, в Сарове. Ничего этого не знали сами сошедшиеся,— не знали, но и таинственно предчувствовали, прозревали, «как сквозь тусклое стекло», внутренним оком: это показывают фрагменты воспоминаний.
Мы, из дали времен — можем это увидеть. Но можем, только если сами будем там, у святыни.
И, думается, те, кто будет на Серафимовских торжествах 2003 года, смогут в подлинном свете увидеть прочувствовать, где они находятся, только тогда, когда съединятся в видении и восприятии с теми, чьи голоса звучат в этой книжке. Читая эти воспоминания, каждый участник торжеств 2003 года (и тот, кто не сподобился быть в Дивееве в самые дни праздников, но был там при втором обретении мощей преподобного в 1991 году или даже в другое время всем сердцем припадал к этой святыне) увидит то, что оставалось полусокрыто от него в его собственных ощущениях. Прежде всего, наверное, - что Царственные Страстотерпцы и Новомученики Российские и сейчас сошлись у раки святых мощей великого угодника Божия Серафима. Что сошлась здесь Святая Русь и что она жива, и что она сильнее всего, что кажется нашему замутненному взору силой...
Предоставим же слово тем, ранним участникам нашего общего великого, длящегося торжества, что сто лет назад сказали свое слово.
«Но что так тесно соединило Царя с народом и народ между
собою?
Дух благоговения к святым, дух православной истины, дух древнего благочестия, дух, которым живет, которым крепка и сильна святая Русь.
Это многочисленное стечение народное, это великолепие торжеств, всё совершившееся здесь за эти дни — всё это явление не случайное: оно вызвано к бытию существенными, коренными исконными устоями исторической жизни народа. В нем народное сознание нашло свое оправдание, потому-то и такая невыразимая радость охватила все русские сердца. Православно-русский дух, чем издревле жила и крепла святая Русь, чем живет и дышит и теперь каждое русское сердце, - в настоящем явлении нашел высшее выражение своей правды, убедительное подтверждение своей истины. Поэтому-то у всех на лицах светится это победное ликование.
Влекомый единственно этим духом, и собрался сюда, в одно место, со всех сторон, в таком несметном множестве русский народ. И это множественное собрание отовсюду всех представителей русского народа и русского духа выражает собою великий знаменательный момент исторической жизни. Это всеобщий русский сход. Это всенародный русский собор. Не тот ли это "собор", о котором в последнее время так усиленно говорят известные радетели народного блага, глашатаи новых учений и новых порядков?
Занимаясь исследованием явлений общественной жизни, как могли они просмотреть этот факт столь огромной важности? Вот теперь они мечтают о созыве народного "именуемого земского собора", чтобы переустроить по-новому всю общественную жизнь. Но здесь, помимо всяких распоряжений и созываний, сам по себе, влекомый лишь внутренним чувством, силою духа, побуждаемый приспевшим временем, собрался этот народ, чтобы выразить друг пред другом свои заветные мысли, свои сокровенные чувства.
И увиделись здесь между собою сшедшиеся "от Кавказа до Алтая, от Амура до Днепра" и, подав друг другу руки, тайно согласились между собою — стоять за веру православную, стоять за русского Царя, стоять за всё родное, за всё святое - русское... Здесь было как бы новое присягание пред самым лицом Царя, здесь было новое уверение в истинности веры своей, новое утверждение в прочности и непреложности существующих основ государственной жизни».[2 Примечание]
«Нет, нужно быть великим художником слова, нужно обладать свободным полетом высокой поэтической души, чтобы достойно изобразить всю эту картину религиозной народной жизни, как она развертывалась и раскрывалась во всей своей красе, во всей своей полноте в событиях Саровского торжества.
Если бы полно и художественно, соответственно действительности, изобразить эту картину, то составилась бы замечательная поэма народной жизни, поэма народного религиозного духа.
Где же вы, великие писатели и мыслители наших дней? Сколько бы здесь вы почерпнули глубоких мыслей! Сколько бы нашли вы прекрасных сюжетов, благодарных тем для вашей работы! Сколько бы засвидетельствовали здесь неожиданных открытий! Но вас эта область не интересует. Вы как бы боитесь заглянуть в душу человека, когда она поднимается до небесной высоты, - и, напротив, с видимым удовольствием раскрываете всю ее наготу, когда она погрязает в бездне порока...
Если бы такое движение народное, такой подъем религиозного духа усмотрены были в расколе или в какой-либо секте... о, тогда затрубили бы все, стали бы распространяться о значении религии в жизни человека, стали бы торжественно доказывать, что во всякой вере есть своя доля истины!
Но православие - это что-то старое, отживающее, и мало того, - это какой-то тормоз в историческом движении народа по пути к прогрессу, и потому как свидетельствовать о его торжестве? Не лучше ль умолчать?»[3 Примечание]
«В заключение же снова прошу вас, братие: будем молиться Господу Богу, да распространит он славу преподобного и богоносного Серафима по лицу всей земли Российской, да умножаются храмы во имя его, да усвояет в них и чрез них все блага святой веры и Церкви русский народ, ибо, повторим слова преподобного:
"У нас вера православная, Церковь, не имущая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима, имущая веру и благочестие - в щит и в броню - правду: сих врата адова не одолеют".
Это вещее слово крепкой веры и пламенной любви святого Серафима к Матери-Церкви да будет заключением и всех торжеств Саровских. Аминь»[4 Примечание]

1.Протоиерей Петр Смирнов. Священное торжество Вернуться к тексту
2.Священник Василий ТигровВернуться к тексту
3.Священник Василий ТигровВернуться к тексту
4.Священномученик Философ ОрнатскийВернуться к тексту

 В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Протоиерей Петр Смирнов. Священное торжество.

См.также:

Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU