История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Глава 5. МОЛИТВА - ОСНОВА МАЛОЙ ЦЕРКВИ.

Жизнь в храме Божием.


        Исследователи переписки Императора Императрицы единодушно отмечают, что наиболее убедительные свидетельства о благочестии Александры Феодоровны содержатся в Ее письмах Мужу и Детям. В этих письмах постоянны упоминания о церковных Таинствах, о святых, молитвах, об уповании на Бога. Кроме того, дневники святой Царицы содержат частые цитаты на русском языке из святоотеческих источников. А теперь представим, какова должна быть духовная высота и мудрость Матери, какой благой пример могла подать Она Детям, если в Ее записках, не предназначенных для чужих глаз, находим мы такие собственные Ее выстраданные размышления удивительной богословской глубины:
        «Смирение — не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит».
        «Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи — день, а после бури — тишина».
        «Нужно искать свое спасение в том положении, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны мы были бы в каком-то другом положении. И потом, нам надо по-настоящему верить в Бога даже в малом. Большинство людей проводят жизнь, охая и сокрушаясь по поводу своих привычек, рассуждая о том, что их надо изменить, составляя правила своей жизни в будущем, которого они ждут, но которого, быть может, будут лишены, и таким образом теряют время, которое следовало бы тратить на добрые дела на пути к своему спасению. Нет времени лучшего для того, которое Господь в Своей милости дает нам сейчас, а что принесет нам завтрашний день, мы не знаем. Спасение достигается не одним нашим мечтанием, а усердным прилежанием. Постоянное отрезвление угодно Богу».
        «Каждый день — это жизнь в— миниатюре. Если бы мы, проживая свой день, помнили, что все известно Богу, что мы делаем или говорим, и даже то, что нам не удается сделать или сказать, то мы более тщательно обдумывали бы свои дела и поступки. Иисус сказал, что мы должны будем дать ответ за каждое праздное слово, которое мы сказали когда-либо. Кто-то сказал, что секрет счастливой старости — в хорошо проведенном вчерашнем дне».
        «Терпение, доверие, радость человека — это плоды Святого Духа в нем».
        «Если другие нас подводят — для нас это еще один урок терпения и кротости. Если у нас трудное положение, неподходящие условия — это для того, чтобы мы могли совершенствоваться в трезвении и учились быть довольными, находясь в любом обстоянии. Всегда Господь наш дает нам новые уроки, заставляя нас приблизиться к прекрасному образцу, который Он для нас создал, готовя нас к лучшему служению».
        «Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою».
        «Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя».
        Подобных рассуждений в дневнике Государыни — множество. Что же помогало ей, бывшей лютеранке, ставшей убежденной православной христианкой, содержать душу в такой нравственной чистоте, постоянно оставаться на духовной высоте?
        Любовь к Церкви, к ее Таинствам и обрядам, благочестие и молитвенность были характерны для Государей рода Романовых. Но особенно любила церковные богослужения Семья последнего Императора, черпавшая в них великие духовные силы. Об этом говорит, например, письмо Александры Феодоровны от 24 сентября 1914 года: «Я каждый день хотела посещать церковь, а была там только один раз. Как жаль, ведь это такое утешение, когда на сердце печаль. Мы всегда ставим свечи перед тем, как идти в госпиталь, и Я с любовью молюсь Богу и Пресвятой Богородице, чтобы они благословили Нашу работу и Наши руки принесли исцеление больным».
        Офросимова вспоминала: «Почти каждую субботу и воскресенье я ходила в церковь Свободного полка. Это была временная церковь, устроенная в небольшом зале, пока строился Феодоровский собор. Сюда приходили молиться только Царская Семья и некоторые приближенные лица, остальное место занимали солдаты Сводного, Стрелкового и Конвойного Его Величества полков. Перед иконостасом находилось небольшое возвышение, на нем во время службы стояла вся Царская Семья. Вдоль стен висели старинные иконы древнерусского письма. Из темных и золотых окладов величаво вырисовывались лики святых. Церковка почти всегда находилась в полумраке, лишь у иконостаса ярко горели свечи, озаряя Царскую Семью. Вся церковь имела строгий, но приветливый лик. Нигде не молились так искренне и глубоко, как здесь, ни в какой иной церкви не охватывало душу такое светлое, умиротворенное чувство. В эти молитвенные тихие часы Государь был особенно дорог и близок моей душе».
        Анна Танеева: «Два раза в день были службы в дворцовой церкви. В Великий Четверг Их Величества и мы все причащались. Ее Величество, как всегда, в белом платье и белой наколке. Трогательная картина была, когда, приложившись к святой иконе, Она кланялась на три стороны присутствующим. Маленький Алексей Николаевич бережно помогал Матери встать с коленей после земных поклонов у святых икон. В Святую ночь, когда шли крестным ходом вокруг дворика, стало вдруг холодно и ветер задувал свечи. В Светлое Христово Воскресение в продолжение двух часов Их Величества христосовались: Государь — с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты “Штандарт” и так далее, Императрица — с детьми местных школ. Мы стояли за стеклянными дверями столовой, наблюдая, как подходившие получали из рук Их Величества фарфоровые яйца с вензелями. Государь и Государыня чувствовали себя после этой церемонии утомленными».
        Анна также вспоминала, что Александра Феодоровна была счастлива, когда ей удавалось помолиться в храме не узнанной никем: «Бывали счастливые дни, когда нас не узнавали, и Государыня молилась, отходя душой от земной суеты, стоя на коленях на каменном полу, никем не замеченная в углу темного храма. Возвращаясь в Свои царские покои, Она приходила к обеду румяная от морозного воздуха, со слегка заплаканными глазами, спокойная, оставив все Свои заботы и печали в руках Вседержителя Бога».

Глава 5. Молитва-основа малой Церкви. О религиозном воспитании. Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Глава 5. Молитва-основа малой Церкви. Любовь ко Христу и во Христе.

См.также:
17 июля - день мученического подвига Святых Царственных страстотерпцев Перейти
Царский день. (17/07/2002) Пасха среди лета Перейти
Служба Святых Царственных страстотерпец (html-вариантВариант для печати
Канон Царственным мученицам  Перейти
Акафист святым Царственным страстотерпцам  Перейти
Святые Царственные Дети
Протоиерей Александр Шаргунов о Царственных мучениках
(журнал "Русский Дом" №7 2003г.)
Чудеса Царственных мучеников  / [1],[2],[3],[4] /Сборник 1
Русская девушка
Указатель интернет ссылок по родственной тематике Перейти
Указатель интернет ссылок на коллекцию икон и фотографий Перейти
Житие святых Царственных мучеников (на нашем сайте)Перейти к житию
Житие святых Царственных мучеников (православный приход храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутово )
Православная семья (медико-просветительский центр "Жизнь")

Молитва-основа малой Церкви.Жизнь в храме Божием.М.Кравцова. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU