История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресБиблиотека
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Собор Вселенских учителей и святителей
Василия Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоустого

 

  обновлён:
11 февраля 2005

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию - синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи - Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий - 1.01, Григорий Богослов - 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.

www.pravoslavie.ru

В Константинопольском Патриархате торжественно встретили мощи святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Благодарственная речь Патриарха Варфоломея I по случаю передачи мощей святых Григория Назианзина и Иоанна Златоуста

СТАМБУЛ. В Константинопольском Патриархате в Стамбуле во вторник, 30 ноября, прошла церемония торжественной встречи мощей святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, переданных Православной Церкви Ватиканом. Как сообщают греческие СМИ, в церемонии приняли участие представители Поместных Православных Церквей и правительства Греции. Возглавил торжественное богослужение Патриарх Константинопольский Варфоломей, который несколькими днями раньше получил мощи от Папы Римского в Ватикане.
Мощи Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которых Православие почитает как величайших святых, первоначально находились в Константинополе, епископскую кафедру которого занимали в свое время и Григорий, и Иоанн. В 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами мощи попали в Ватикан. Спустя 800 лет, в 2004 году, Папа Римский Иоанн Павел II объявил о возвращении реликвий в Константинополь.
Святые Иоанн Златоуст и Григорий Богослов почитаются всеми христианами, но особенно - православными. Вместе с Василием Великим они считаются наиболее выдающимися Отцами Церкви. Праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) издавна отмечался в России 30 января (12 февраля по новому стилю), передает РИА "Новости".


ВАТИКАН. В субботу, 27 ноября 2004 года, глава Римско-католической Церкви Папа Иоанн Павел II торжественно передал Константинопольскому Патриарху Варфоломею I мощи святых Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Торжественная церемония передачи мощей состоялась в соборе Святого Петра.
"В передаче таких священных реликвий мы видим благословенную возможность очистить раны нашей памяти, укрепить наш путь к примирению и подтвердить, что вера наших Святых Учителей является верой и Восточных, и Западных Церквей", - говорится в послании Иоанна Павла II, оглашенном во время церемонии.
"Этот братский жест Римской Церкви подтверждает, что в Христианской Церкви не существует непреодолимых проблем", - заявил в ответном выступлении Варфоломей I, который напомнил, что и Иоанн Златоуст, и Григорий Богослов при жизни боролись за единство Церкви.

"Я бы хотел в качестве жеста доброй воли передать Вам мощи святых Патриархов Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые были предшественниками Вашего Святейшества на Константинопольской кафедре", - писал ранее Папа Римский в послании к Патриарху Варфоломею.

Мощи православных святых будут перевезены в Стамбул на самолете, который предоставляет греческое правительство. На 30 ноября намечена торжественная встреча святынь в резиденции Патриарха в стамбульском районе

30 ноября, в день празднования памяти святого апостола Андрея Первозванного – покровителя Константинопольского Патриархата, мощи свв. Иоанна и Григория будут торжественно установлены в Патриаршей церкви Святого Георгия в Стамбуле (бывшем Константинополе). На этой церемонии будет присутствовать делегация Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером.
Свв. Иоанн Златоуст и Григорий Богослов при жизни были Константинопольскими Патриархами. После смерти их мощи хранились в Константинополе, но в 1204 году, во время разграбления города крестоносцами, были вывезены оттуда и до настоящего времени хранились в Ватикане. Святые Иоанн Богослов и Григорий Богослов в равной степени почитаются и Католической, и Православной Церквями.
Во время последней встречи папы Иоанна Павла II и Варфоломея I 29 мая этого года в Ватикане, где Константинопольский Патриарх присутствовал на торжествах по случаю дня Святых апостолов Петра и Павла, он, пригласив Папу посетить Стамбул и Константинопольский Патриархат, попросил Иоанна Павла II рассмотреть вопрос о возвращении мощей, сообщает РИА "Новости".

www.sedmitza.ru

МОЩИ СВЯТИТЕЛЕЙ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА БУДУТ ПЕРЕДАНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Рим, 10 ноября 2004 г.

Папа Римский Иоанн Павел II принял решение передать православному Патриарху Константинопольскому Варфоломею христианские святыни: мощи почитаемых и на Западе, и на Востоке проповедников Григория Богослова и Иоанна Златоуста, названных "Учителями Церкви". Спустя восемь веков после разграбления крестоносцами Константинополя (1204) останки двух епископов вернутся на берега Босфора, передает ИТАР-ТАСС.

Как говорится в распространенном сегодня сообщении службы печати Святого Престола, просьбу о передаче реликвий Вселенский Патриарх Варфоломей высказал еще минувшим летом, когда указал, что мощи этих великих святителей покоятся в подземной крипте римского собора святого Петра, и "их возврат, несомненно, послужил бы делу христианского единства". Понтифик вознамерился лично привезти их в Стамбул, но врачи настояли на отмене такой поездки. И вот объявлено, что Патриарх Варфоломей сам приедет в Апостольскую столицу, где реликвии будут ему торжественно переданы 27 ноября 2004 года.

Здесь отмечают, что предстоящее возвращение мощей – это второй значительный жест доброй воли со стороны Папы Римского в адрес Православия, после того, как хранившаяся в папских покоях старинная копия Казанской иконы Божией Матери была передана делегацией Ватикана в августе нынешнего года Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

www.pravoslavie.ru

Вернуться к началу страницы

См.также:
Святитель Иоанн Златоуст (житие, тропарь)
проповеди Иоанна Златоустого:

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресБиблиотека
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта



Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU