История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Отношение к католицизму
(Мнение православного священника)

Обновлен 24.05.2002

На первую страницу

        В вопросе о том, как мы должны относиться к Католической Церкви и к католикам существует большой разброс мнений среди православных христиан и в обществе в целом. Можно встретить и полное отрицание, и, наоборот, термин "Церкви-сестры" (вышедшее из моды в последнее время). В связи с этим, позвольте выразить и свое личное мнение по данному вопросу.
        Бог есть любовь (1Ин 4:8). Это - самое глубокое определение, преобразующее все аспекты нашего мировоззрения. Бог зла не сотворил, и поэтому источник различных искушений и неприятностей воспринимаемых как "гнев Божий", мы должны видеть не в Боге, а вне Его. В свете Божественной всеобъемлющей любви часто раздающееся слова "меня Бог наказал" мы должны рассматривать как недоразумение. Продолжая рассуждения, необходимо признать, что не Бог наказывает нас, но наказываем себя мы сами, когда не исполняем волю Божию, преступаем установленные Человеколюбцем законы Бытия. Тем самым мы отделяем себя от Божественной любви и подпадаем под воздействие противоположных Вседержителю сил.
        Бог неизмеримо могущественнее Своего сопротивника и аггелов его, поэтому сии последние могут получать некую власть над нами лишь по причине нашего богоотступничества, наших грехов. Грех видится как огреха, то есть брешь, пробоина в необоримой стене Божественного ограждения. Эта невидимая стена для нас видима как стена Церковная. Ради того, чтобы обвенчаться со Свей Невестой (каковой является Церковь (Еф 5:31)), и был воплощен Небесный Жених (Христос). Ради основания Своей Церкви и преломил Он Тело Свое. Ради вечного напоения Своих овец, помещенных в двор церковный, Он и пролили Свою драгоценную Кровь.
         "Без Церкви нет спасения" - неоднократно провозглашали святые отцы и наши Новомученики. Церковь есть тело Христово. Сколько тел у Христа? - Безусловно, одно! В Символе Веры мы поем: "Верую... во едину святую соборную и Апостольскую Церковь". Это слово едину для неискушенных в славянском языке допускает неверный перевод на современный русский язык. Некоторые могут подумать: "едина, значит, мы все должны объединяться" (в плане экуменизма). Но верное толкование проясняет нам следующий член Символа: "Исповедую едино Крещение...". Что это значит? - А то, что Таинство Крещения совершается лишь один раз в жизни. Таким образом, едино значит единственное. А что тогда означают слова "верую во едину... Церковь"? - То же самое: единственную.
        То есть Церковь - единственная, она же святая, соборная и Апостольская. Мы веруем, что этими признаками обладает лишь Православие (исповедуя свою веру посещением православного храма). По отношению к иным употребим слово церковь (с маленькой буквы), но не Церковь. Эти религиозные организации не являются ни Апостольскими, ибо вводят новые догматы и не сохраняют в целости полученную от Господа через святых Апостолов веру, ни соборными, ибо все они разрушили систему церковных канонов, принятых на Вселенских Соборах, все они исторически возникли как отсечение от Церковного единства.
        Здесь уже современное, русское употребление этого слова. И в тоже время значения слов славянского едина и русского единство внутренне удивительно близки. Если кроме единственной возникает вторая, третья церковь, значит происходит разделение, противоречащее Любви. Сказать по-русски, где нет единственности, нет и единства.

        Разделенность людей, враждебность, войны - доставляют миру бесчисленное количество горести и слез. Но что делать? Вспомним слова Христа: "не мир пришел Я принести, но меч" (Мф 10:34), ибо призыв к духовному объединению возможен лишь один: "принимайте Православие! Войдите в спасительный Двор!"
        Вне Церковного Двора объединение не возможно. Если допустить возможность того, что все человечество сможет на секунду сбиться в одно стадо посреди чистого поля - волк тут же рассеет сие беззаконное сборище. Ибо волк сей есть человекоубийца искони, есть отец вражды и разделения. Если же все же, обольщенные ложным гуманизмом, влекомые зазывными лозунгами "объединение ради объединения" мы покинем спасительную ограду Православной, Апостольской, соборной, святой Церкви; если же мы допустим отступления от Церковных канонов "ради сближения" - тогда уж погибнем все, и мы, ушедшие объединяться, и звавшие нас.
        Если мы отступим от Православной веры, то погибнем, ибо уже не будем Церковью. Исчезнем, яко исчезает дым (Пс 68:2), ибо стремясь к призрачной связи с современными глашатаями, потеряем единство с нашими предками, со святыми Александром Невским, Иоанном Кронштадтским, с нашими Новомучениками, да и со святителем Николаем (заушавшим Ария) и с Самой Богородицей.
        Перестав быть частью Церкви, потеряем общение с нашими святыми современниками: теми столпами веры, на который только еще и держится этот мир, предназначенный к погибели, светильниками, кои ведомы Единому Богу.
        Разорвем связь и с нашим будущим, ибо не встретимся с Церковью торжествующей, не сможем водвориться в Горнем Иерусалиме.

        Но при этом наша Стена не может быть глухой. Войдя в спасительный Двор, мы не можем препятствовать войти другим. Ибо и каждый из нас, чувствуя свою греховность, не скажет о себе определенно: "я уже вошел". Нет, братия, мы ощущаем себя лишь идущими, лишь стремящимися к возвращению блудными сыновьями. Ибо мы - увы, согрешаем! - а каждый грех отсекает отсекает от святой непогрешимой Церкви.
        Поэтому представление о святости и единственности Православия отнюдь да не приведет нас к надменности, ведь тот, которого я готов осудить, может вперед меня войти в Царство Божие, ибо я сужу по внешности, сердце же человеческое видит лишь Создавший всего человека.
        Итак, первое: будем верными чадами Православной Церкви, сохраняя послушание Священноначалию. Будем молиться о благостоянии святых Божиих Церквей - нашей Русской и всего Вселенского Православия (как молились мы о сербах в Хорватии, Боснии и Косово, как молились о Вифлееме ).
        Всячески укрепляя единство с Поместными Церквями, преодолевая, в частности, вражду ново- и старостильного разделения, мы также болеем еще неуврачеванными разделениями, в первую очередь, с нашими братьями из Русской Православной Церкви Заграницей (попросим молитв покойного батюшки Александра Киселева ).
        Мы молимся также нашему святому Государю Николаю, снова взявшему - веруем! - в Свои руки бразды правления Своей страной, чтобы Он продолжил тот спасительный процесс укрепления Единоверия, который при Его земной жизни многих старообрядцев вернул в Материнское лоно. Если бы не Цареубийство, много ли осталось невернувшихся? Единоверие сохраняет все обряды и особенности Богослужения Древлеправославных христиан, но врачует их самую болезненную язву (вызвавшую дробление на многочисленные толки): потерю каноничности Церковной иерархии
        И уже после того, как мы обратим должное внимание на перечисленные исходные проблемы, мы можем обратиться и ко всем, именующим себя христианами. Безусловно, мы не должны замыкаться и изолироваться, но являть красоту чистоты Православия всему миру. Пути же и допустимость тех или иных контактов в этом направлении должны решаться не на экуменических собраниях, а на всеправославном совещании. Ибо попытки привлечь внешних не должны приводить к угрозе отторжения ближних, стремясь к увеличению влияния Православия в мире, мы не смеем вызывать разделения среди самих православных.
        Что же касается взаимоотношений с Католической Церковью, то сколько раз можно "наступать на те же самые грабли?" Во времена хрущевского гонения предпринимались определенные попытки контакта с инославными. Но вот наступила свобода, и во что обратилось мнимое единство? (Захваты православных храмов на Украине). Поехали на встречу в Ассизи, но вернувшись, услышали о новых католических кафедрах. Такое впечатление, что любой шаг к сближению вызывает лишь усиление католического прозелитизма.
        Но отношение к католицизму и отношение к католикам - вещи разные. Вспомним, что в числе убиенных священников в Хорватии в 1941 году были и католики, не согласившиеся с официальным курсом фашистского сателлита.

священник Константин Кобелев

ПРИМЕЧАНИЕ:

вернуться к тексту "Без Церкви нет спасения" - название книги священномученика Илариона Троицкого. - Москва, Санкт-Петербург, Сретенский монастырь, изд. "Знамение", 1999 год. - 638 с.

На первую страницу

Наше отношение к католицизму. Новости храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлево

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU