История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

100-летие открытия мощей
преподобного Серафима Саровского
- великое торжество Православия

29 июля-1 августа
1903 - 2003


English version

 



Увеличить изображение
новой иконы
Обновлен
06.12.2003

Новые издания  Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Подробнее об иконе

Каков был праздник.
(впечатления участника)

        Мне довелось быть в Дивееве в эти дни среди тысяч народа. Люди приезжали и уезжали до первого августа, уступая места другим. Народная река - благодатная праздничная, умиротворенная, радующаяся текла через Дивеево. Всем хватало и пищи и крова. В монастыре только спрашивали: "Мы не знаем на сколько тысяч готовить". Многие тысячи разместились в селе. Частный сектор оказался хорошо приспособленным к приему. Кто хотел, селились в палаточных городках, развернутых военными на 5000 человек. Везде была милиция и контроль, но никаких задержек. Порядок, на мой взгляд, идеальный, хотя я apriori относился с предубеждением к вмешательству неправославных сил в охрану порядка. В храме за порядеом во все дни праздика наблюдали православные казаки, вежливые, радостные, в красивой синей форме Сноска о казаках. Спасибо им. Для милиции было полезно поработать в Дивееве. Это было ее освящение. Многие научились креститься, впервые подходили к мощам, а главное, лицом к лицу столкнулись не с подонками общества, а с мощной и кроткой силой физически и духовно здоровых людей. Потом, 10 августа, на праздник иконы Божией Матри "Умиление" людей православных было больше, милиции на было, а порядок тот же. Православные с похорон св. патриарха Тихона (1925 г.) умеют сохранять порядок.

БЛАГОДАТЬ
изливалась обильно на сердца, способные воспринять. Многие видели как играло солнце, лучилось и переливалось, искрилось разными цветами радуги. Это было на крестном ходе, когда мощи Преподобного возвращали из Сарова в Дивеево. Некоторые, на мой взгляд, достойные, находясь в крестном ходе, не видели. Я тоже не видел. Был в Соборе. Пришел в Собор в 3 по полудни, а вышел в 5 утра. 14 часов провел в храме. 24 часа не ел, только подкрепился благодатным хлебом на всенощной. Чуть соснул. Остальное время на ногах. Кроме радости, совместной с многотысячной молящийся толпой, - никаких ощущений. Вечер и ночь прошли в свободном дыхании молитвенной благодатью. Даже ноги стертые в крестном ходе не помню, хотя в те дни передвигался с трудом. В Дивеево более 1000 человек пришло пешком за сотни и тысячи километров. Пришли от Екатеринбурга, Адлера, Курска, Москвы... Список крестных ходов
        Благодать в храме я особенно ощутил, когда многие десятки архииереев вошли в храм, предваряя вход главного Пастыря - преподобного Серафима, явившегося в мощах в новом резном ковчеге. Благодать волнами изливалась на молящихся. Не было праздных и прохожих. Все дружно и радостно притекали к святыни.
Бесы трепетали и вопили в разных частях храма.

Чудеса. Их, наверно, было много. Каждый внимательный к Дарам Божьим благодарил за свое чудо. Для меня чудом было завершение работ на Святой Канавке в объеме, который благословил Владыка Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Что сделано на Богородичной Канавке.
В мае работы едва двигались, работали 10 - 20 человек.
Проект, заказанный нам 28 апреля, был готов, по милости Божией, досрочно, к 10 июня. Сделан за 40 дней. До его завершения в конце мая и июне развернулись земляные работы. Сначала десятки, потом сотни людей все светлое время по 12 - 14 часов работали на Святой Канавке и катастрофически не успевали. По трезвым оценкам на 1 июля еще оставалось так много, что нужно было 4 - 6 месяцев для завершения. На 15 июля оставалось так много работ, что с ними в обычных условиях управиться за 3 - 4 месяца. Но через две недели, когда два дня оставалось до праздника все оказалось сделано. Только за 3 - 4 дня до праздника стало ясно, что успеваем. Вот это для меня чудо Святой Канавки. Оно и Божье и рукотворное. Владыка Георгий за подготовку праздника награжден Патриархом и Правительством. Он на последние 2 - 3 недели привлек на Канавку дополнительные действенные силы организаторов из Троице-Сергиевой Лавры (Алексей, Александр, Роман, Иван…), из окрестных приходов своей владычной властью привлек десятки сильных молодых людей, оборудование, специалистов. Это был штурм укрепленный духовно и обеспеченный материально.
        Владыка Георгий был хиротонисан на кафедру в феврале. Сразу все проблемы подготовки Праздника взял на себя. Приезжал в Дивеево часто, потом жил в Дивееве, непосредственно руководил почти десятком прорабов, у которых были крупные участки (один из них Святая Канавка). Владыка сам выбирал людей, заказывал механизмы и материалы, проводил планерки и был до мелочей в курсе работ. Помню на одной планерке он говорит: "Заказываю на завтра 12 машин". Пауза. Недоумение. Робкие голоса: "Владыка, нам хватит 6 машин". А он твердо: "12. Пусть стоят". (по 300 - 700 руб. за час). Тут закрутились руководители. Нашли работу всему парку самосвалов и экскаваторов, работа пошла вдвое быстрее. Святейший Патриарх был удивлен, как быстро и как хорошо сделано. Это почувствовалось в его слове при награждении. Он издалека тоже следил и волновался: успеем ли? Успели и это чудо по молитвам Церкви и молитвенника епископа Георгия.
        Господь даровал эту трудовую победу, а чтобы не себе приписали и не надеялись на свои силы, Он ужесточал трудности, отнимая рабочие дни: не рабоиали по воскресньям и на празники. Невозможно было работать ряд дней из-за дождя. Планы срывались и надежда покидала. Но вера оставалась, и работали, и справились С помощью Божией.

Кто был на празднике? - Возраст, нации
Стариков было мало. Была молодежь, не дети. Но, в основном, люди среднего возраста - крепкие женщины и мужчины. Из разных краев России, со всего окормляемого святейшим Патриархом пространства. Были с Украины, Молдавии. На Святой Канавке работали сотни людей. Часто приходилось среди рабочих слышать незнакомые речи: татары, чуваши, мордва. Из Ижевска приезжали регулярно автобусы на 2 - 3 недели. Стройка и праздник были многонациональные. Большинство были русские. Но никто не выяснял этого. А, между прочим, для больных национальным вопросом - святейший Патриарх у нас из Прибалтики, епископ Георгий из Белоруссии, эконом Дивеева с Украины, игумения из Подмосковья, благочинная из Москвы - все дружно славят Преподобного. В Церкви нет "ни еллина, ни иудея..."; вне Церкви они противостоят.

О значении праздника.
Саров и Дивеево 100 лет назад были Центром Православной России. Тогда здесь вокруг Преподобного собрались Царь, Синод и 200 тыс. людей.
        Сейчас Саров и Дивеево на несколько дней стали средоточием православной святости: два патриарха, митрополиты и епископы всех православных церквей. Друг православия архимандрит Кентерберийский. Православных меньше чем до революции, но миллионы были с нами благодаря телевидению и радио, которые мы привыкли клеймить, но тут они были на высоте. Дело в том, что Праздник был Церковный, но и Государственный, как в 1903, так и в 2003 г. Тогда Россия явила в последний раз себе и миру свое лицо перед обвалом. Так было в Иерусалиме в Неделю Вайи (Вербное Воскресение), когда толпы приветствовали Христа кричали: "Осанна Сыну Давидову!". Потом Иерусалим погрузился во тьму: солнце померкло и горстка апостолов укрывалась за затворенными дверьми. Вспомним, что тьма продолжалась недолго. По Пятидесятнице апостолы на площадях и тысячи, сначла 3 и потом 5, присоединяются к Церкви Христовой. Апотом еще присоединялись, и Церковь росла, как написано в Книге Деяний.

        Сейчас о значении Праздика с уверенностью говорить рано. Еого величие и огромность по числу людей и дней пока необозримы на кратком временнном рсстоянии. Но хочется высказать некоторые соображения.
Сходство двух праздников, 1903 и 2003 годов в следующем:
    - в центре любимый нородом преподобный Серафим; в любви к нему единится с народом на празднике власть и духовенство;
    - в 1903 году руководят подготовкой от Церкви архимандрит Серафим (Чичагов), от Царской власти - князь Ширинский-Шахматов, Государь присутствует во все дни праздника, но Церковных иерархов мало;
    - в 2003 году возглавляют Оргкомитет опять два Председателя: от Церкви - митрополит Филарет (Белорусский), от государства - С. В. Кириенко (представитель Президента в Поволжье); Президент появляется на празднике, а Церковных иерархов - не счесть.

        Ситуация единения Церкви и государства с народом у мощей Преподобного симметричная относительно того провала во тьму, который разделил праздники. Казалось бы, что на празднике такого уровня должны быть и Патриарх и Царь. Герб нашего времени и герб 1903 года - двухглавый орел. Одна глава - Царь, другая - Патриарх. Но в 1903 году не было Патрарха, сейчас нет Царя. Так что сходство и в неполноте представительства. Преподобный Серафим сейчас нам поднял величие Государя страстотерпца Николая Александровича и этим прославляет Его.
        Хотелось бы думать, что мы дожили до своей Пятидесятницы: праздник дает надежду так думать.
        Что мы слышим в речах. Речь Президента была краткой. Он только поздравил, да извинился перед иноверцами, что он с нами. Но сам вид его говорил о многом. Он держался естественно. Ему было хорошо среди нас. А что сказал Святейший Патриарх Алексий:
"Мы вместе возвращаемся на наш исконный путь, прерванный революционной смутой, - на тот путь, которым шли Император Николай Александрович, церковные иерархи и простые люди в начале века, когда они впервые пропели в Сарове величание преподобному Серафиму."
        Владыка Георгий Нижегородский и Арзамасский, поднося Святейшему Патриарху большую житийную икону преп. Серафима, развил эту мысль. Он сказал примерно следующее:
"200 лет Россия поклонялась западным идолам. Преподобный Серафим на заре этой эпохи предупреждал о грядущем провале и молил отказаться от этого поклонения. В декабре 1825 года, когда "просвещенная знать" подняла декабрьское восстание, он видел все на расстоянии, сокрушался, молился. Тогда по его молитвам Россия сохранила свой путь, но корень зла русские люди не захотели изъять. Особый рост зла приходится именно на1903 год и ближайшие последующие годы. С новой силой звучали вмомент прославления пророчества Преподобного Серафима, о томже святого Иоана Кронштадского, блаженной Паши Саровской. Но народ не услышал и погружался во тьму. Разрушили мир, разрушили Дивеево. Теперь мы восстанавливаем Дивеево всем миром и мир восстанавливается в наших сердцах."
        Дивеево и Саров 2003 года показали, как мгновенно, по воле Божьей, восстанавливается духовная и материальная среда, если есть союз Церкви и Государства. Тот союз, который символизирует современный государственный герб России."

Сергей Николаевич ЧЕРНЫШЕВ,
профессор Московского Государственного
Строительного Университета,
автор проекта восстановления
святой Богородичной Канавки.


См. также:
С. Н. Чернышев
По пророчествам Батюшки
(Преподобный Серафим
о плане монастыря и села Дивеева)
К тексту статьи

Вернуться к началу страницы    Вернуться к списку статей

Примечание:
Вернуться к тексту Православные казаки - из г. Чернигова, Спасо-Преображенской казачьей сотни, с ними полковой священник - протоиерей Андрей, есаул Геннадий. Пользуясь случаем редакция сайта передает нашим православным братьям-казакам глубочайшую признательность и благодарность от сестер свято-Троицого Серафимо-Дивеевского монастыря, выполняя просьбу благочинной монахини Екатерины (Чернышевой).

Счет Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, на который следует перечислять пожертвования.
Те счета, которые печатаются в журналах и газетах - неверны!


Волго-Вятский банк Сбербанка РФ г.Нижний Новгород
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Саровское ОСБ 7695/025 с. Дивеево
ИНН 5216001711, КПП: 521601001
р.с. 40703810642410003035
кор.счет. 301018109 0000 0000 603
БИК 042202603
ОКПО 25662707
ОКНХ 98700607320

телефон дежурной (звонить с 9 до 17)
8-83143-4-28-86 (дежурная в колокольне)

Вернуться к началу страницы    Вернуться к списку статей

См. также:


Вернуться к началу страницы    Вернуться к списку статей


100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского. По пророчествам Батюшки

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU