История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

И. В. Преображенский

Открытие святых мощей
преподобного Серафима,
Саровского чудотворца
(описание очевидца)

II.Первый и второй день Саровских торжеств: торжественная панихида и всенощная по парастасу (16 июля, среда).-Крестный ход из Дивеева в Саров.- Торжественные литургия и панихида.— Прибытие в Саров Их Императорских Величеств (17-е число)

Наступило 16 число — первый день Саровских торжеств. В 8 1/2 часов утра раздался благовест к поздней обедне. Мы поспели к началу службы. Так как после литургии имела быть торжественная панихида, которою собственно и начинались торжества, то в проповеди, которую за литургией произносил петербургский протоиерей Философ Орнатский, объяснено было слушателям, почему Саровские торжества начинаются панихидою и почему мы молимся о упокоении душ таких великих угодников Божиих, как преподобный Серафим [6 Примечание].
Ровно в 12 часов начался благовест к панихиде. На служение ее вышли: высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Антоний, преосвященные с архиепископ Казанский Димитрий, епископы Нижегородский Назарий и Тамбовский Иннокентий, двенадцать архимандритов и сонм протоиереев и иереев. Диаконский чин возглавляли архидиакон Александро-Невской лавры Иоанн и протодиаконы тамбовский и нижегородский. Оба клироса наполнились певчими. Правый заняли невские митрополичьи, левый - тамбовские архиерейские.
В этот день торжественная панихида совершена была с поминовением всех императоров и императриц, начиная с Петра III и Елизаветы Петровны, митрополитов, архиепископов и епископов, имевших то или другое отношение к жизни преподобного Серафима, основателей, строителей и игуменов обители, родителей преподобного (Исидора и Агафий) и его самого. Одновременно со служением торжественной панихиды в Успенском соборе совершены были панихиды и в других монастырских храмах и часовнях, устроенных у источника, пустынок, бараков и проч.
Вечером того же дня совершено было по парастасу во всех монастырских церквах и часовнях близ монастыря всенощное бдение, с поминовением на ектениях иеромонаха Серафима, подвижника Саровского. В Успенском соборе парастас совершен был с такою же торжественностью, как и древняя панихида. Продолжался парастас с 6 часов до 11.
В четверг, 17 числа, в 8 часов утра, загудел большой монастырский колокол. Благовест этот был к крестному ходу, который должен был выступить из Успенского собора навстречу общему крестному ходу из Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии, в 12 верстах от Саровской обители.
В Дивеевском монастыре уже находились святыни, принесенные туда заблаговременно из других шести женских монастырей той же епархии, которыми руководил при жизни старец Серафим [7 Примечание]. Для несения и сопровождения святынь от монастырей присланы были сестры. Прибыло и монастырское духовенство. В торжественном шествии приняли также участие депутаты от различных обществ хоругвеносцев, приславших в дар Саровской обители ценные хоругви в память события 19-го июля. Пожертвовано этими обществами 54 хоругви, и все они - одна другой лучше, изящнее и ценнее. Ими же пожертвовано много икон, облачений и лампад к раке мощей.
На рассвете этот необыкновенный по количеству участников (их было свыше 400) крестный ход выстроился и выступил к Сарову. Масса богомольцев, следовавшая за крестным ходом, растянулась на целую версту. Монахини и хоругвеносцы дорогою неумолкаемо и одушевленно пели разные церковные песнопения. Ярко сиявшее на синем небе солнце отражало блеск свой на колыхавшихся на высоких древках золоченых (по преимуществу) и высеребренных хоругвях, из которых многие украшены были гирляндами живых цветов и зелени. Осеняемые длинною сверкающею лентою этих хоругвей, шествовали монастырские святыни. Тут была и главная святыня Серафимо-Дивеевского монастыря — та икона «Умиления Божией Матери», пред которою в молитвенном подвиге скончался преподобный Серафим. Множество народа стояло и по сторонам этого величественного хода.
В 8 часов навстречу общему крестному ходу из Дивеева выступил крестный ход из Саровской обители, с ее святынею -местночтимою иконою Спасителя, сидящего на престоле. Во главе этого хода был преосвященный Тамбовский Иннокентий. Крестные ходы встретились и соединились за рекою Сатисом, на обширной площади пред обителью, в версте от нее, у опушки леса. В находившейся здесь временной часовне преосвященным был отслужен водосвятный молебен.
Чудную картину представляло приближение общего крестного хода к обители. К стенам обители медленно приливала необозримая волна народа, среди которой и над которой, точно спустившиеся с неба звезды, ослепительно сверкали ризы икон и хоругви. У обители на горе, по краям дороги, стояли десятки тысяч народа, ожидавшего крестный ход. Эта неподвижная народная масса, при взгляде на нее сверху, казалась, в свою очередь, морем человеческих голов, расступившимся посредине и образовавшим как бы русло реки, берега которого обозначали сидевшие на конях казаки в белых рубашках и фуражках. В это русло и стали вливаться шествующие в крестном ходу. Впереди несли, по два в ряд, шесть фонарей, за ними четыре запрестольных креста, за ними среди нескольких сот хоругвеносцев, в их обшитых позументами и кистями кафтанах и с красивыми знаками на груди, двигались хоругви (их до шестидесяти). Многие хоругвеносцы образовали из себя хор поющих. За хоругвеносцами следуют, группируясь около своих святынь, монахини; во главе каждой группы игумения и старшие сестры. Монахини также поют. Непосредственно за монахинями идет, с пением канона Божией Матери, хор монахов Саровского монастыря. Черная линия монашествующих, сменившая синюю линию хоругвеносцев, сменяется, в свою очередь, блестящею разноцветными ризами линией духовенства — диаконов и священников. Эту линию замыкают три архимандрита, предшествующие несомой на высоких носилках между четырьмя хоругвями иконе «Умиления Божией Матери». Икону осеняют по сторонам рипиды, которые держат диаконы. За иконою следовал встретивший крестный ход преосвященный Иннокентий. При одушевленном пении и торжественном трезвоне во все колокола ход вступил чрез святые ворота в обитель.
Тотчас же начался благовест к поздней обедне. В обоих соборных храмах литургия, а после нее и панихида совершены были архиерейским служением. В Успенском соборе, по окончании литургии, преосвященный Назарий произнес слово, посвященное памяти преподобного Серафима. Одновременно были совершены заупокойные литургии с панихидами и в других монастырских храмах.
С 12 часов того же дня, до благовеста ко всенощному бдению, беспрерывно совершались панихиды во всех часовнях, устроенных близ монастыря, с поминовением иеромонаха Серафима, подвижника Саровского. Весьма предусмотрительно было со стороны духовного начальства построить в разных пунктах кругом монастыря временные часовни. К часовням этим во все дни Саровских торжеств народ собирался в великом множестве и горячо, со слезами, молился сначала (до всенощной 18-го числа) при служении панихид, а потом молебнов преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу.
Наступал вечер 17 июля; приближался великий исторический момент в жизни не только Саровской обители, но и всей отечественной нашей церкви: ожидалось прибытие в Саров Их Императорских Величеств.
Как известно, великий угодник Божий, подвижник Серафим, обладал даром прозрения. В жизнеописаниях его приводятся многие и разительные примеры точного исполнения его предсказаний. Дивный старец предсказал и наступавший момент — прибытие царствующего дома на Саровские торжества. Вот что говорил он одной монахине Дивеевского монастыря: «Вот какая радость-то будет! Среди лета запоют пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся фамилия... Станут все приходить к нам, матушка; запираться для отдыха-то будем; станут деньги давать, только берите; в ограду станут кидать, а нам уже не нужно: много своих тогда будет, матушка!..» - «А как Царская Фамилия приедет к вам, матушка,— говорил старец другой монахине,— то выйдите за святые ворота, да распахните их широко, широко,— да низко, низко поклонитесь до земли, да и скажите: "покорно просим пожаловать, покорно просим"... И сам батюшка три раза поклонится до земли» [8 Примечание].
Кто не тронется, чье сердце не умилится, слыша, а тем более видя, как дивно все прозрел святой старец?
Ровно в 4 часа 17 июля окрестность Сарова огласилась звуками большого монастырского колокола. Как-то особенно торжественно и могуче лились эти звуки, возвещая о времени приготовления к встрече Венценосного Паломника, предпринявшего далекий путь, чтобы вместе со Своим народом молитвенно поклониться великому угоднику Божию на самом месте его великих подвигов. В Успенский собор стало собираться духовенство, прошли хоры певчих, проследовали владыка-митрополит и прочие особы архиерейского сана.
С 17-го числа доступ в ограду монастыря был только по особым билетам. Тем не менее здесь находилось уже множество народа, разместившегося по монастырским дорожкам из каменных плит. Главная дорожка (или тротуар) идет по средине площади от святых ворот к Успенскому храму мимо южной стороны теплого собора. По краям этой дорожки, выстланной красным сукном, стали в первых рядах, начиная от самых ворот, хоругвеносцы; их целые сотни. Теперь их красивые форменные кафтаны и самые лица были очищены от пыли, которая толстым слоем покрывала их во время крестного хода из Дивеева. Почти непосредственным продолжением рядов хоругвеносцев была (по правой стороне) черная линия монахинь; их также сотни. Против них - прибывшее на поклонение мощам из разных мест России и не участвовавшее в богослужениях духовенство в рясах различных цветов. На груди священников наперсные кресты, у многих золотые. Многие в камилавках, скуфьях, при орденах и медалях. Группа духовенства очень многочисленна и очень красива.
Но вот духовенство, прошедшее в Успенский собор, облачилось, приготовилось, и начался выход его из собора к святым воротам. Ему предшествовали митрополичьи певчие в новых, красивых формах. За певчими следовало духовенство в блестящих золотых ризах. Замыкали шествие группа архимандритов в золотых митрах, архиереи и, наконец, митрополит, митра которого увенчивалась крестом из чудно-сиявших на солнце бриллиантов. Духовенство двигалось с крестным ходом. С колокольни несся торжественный трезвон во все колокола. Певчие остановились пред вратами, разделившись на две линии; духовенство вышло за врата.
От трезвона на колокольне положительно звенели стекла в окнах теплого собора, около которого мы стояли. Но вот и эту могучую звуковую волну стала проникать какая-то другая, неопределенная волна звуков. Сила этой волны все увеличивалась, она приближалась, становилась яснее, наконец подкатилась к стенам монастыря, ворвалась за его ограду, и с такою мощью, что, казалось, покрыла, пересилила гул колоколов. То гремело восторженное «ура», вырывавшееся из десятков тысяч грудей стоявшего вне монастыря народа. Он приветствовал подъезжавших к монастырю своих обожаемых Царя, Цариц и других членов Императорской Фамилии.
Лишь только остановились экипажи, как смолкли народные клики, прекратился звон колоколов. Воцарилась такая тишина, что, закрыв глаза, можно было подумать, что ни в ограде монастырской, ни около монастыря нет ни души. Среди такой тишины митрополит Антоний обратился к Его Величеству с кратким приветствием от имени святой обители, которое заключил словами: «Гряди с миром, Государь, в святую обитель сию и молитвами прославляемого угодника Божия да будет благословенно от Господа вхождение Твое».
Между тем стоявшие в ограде монастыря готовились, со своей стороны, приветствовать радостными кликами имевших войти сюда Царственных Паломников.
Снова после краткого перерыва раздался торжественный трезвон... С обнаженною главою вступил Его Величество Государь Император за ограду монастыря в предшествии хора певчих, крестного хода и архиереев. Рядом с Государем Императором, по левую Его сторону, шествовали Их Императорские Величества, Государыни Императрицы — Мария Феодоровна и Александра Феодоровна. Им сопутствовали Их Императорские Высочества: великая княгиня Ольга Александровна, великий князь Сергей Александрович с августейшею супругою великою княгинею Елизаветою Феодоровною, великие князья Николай Николаевич, Петр Николаевич с августейшею супругою великою княгинею Милицею Николаевною, князь Георгий Максимилианович и княгиня Анастасия Николаевна Романовские, герцог и герцогиня Лейхтенбергские, принц Петр Александрович Ольденбургский. За Их Величествами и Августейшими Особами шла группа высоких придворных чинов - дам и кавалеров, с ними - министры внутренних дел и путей сообщения.
Чувство благоговения, глубокого умиления охватило всю массу находившихся в монастырской ограде при виде Царственных Богомольцев. Все стояли точно внутри храма во время совершения богослужения; все забыли о своем намерении приветствовать Царя и Цариц теми же кликами, какими приветствуемы были они за монастырскою оградою и, поистине, эти клики «ура!» в этот момент здесь были бы так же неуместны, так же не соответствовали обстановке, так же противоречили общему настроению, как если бы они раздались в самом храме.
При звоне колоколов, среди живых стен в благоговении молчавшего народа тихо шествовали Их Величества от святых ворот к Успенскому собору, причем изволили кланяться на обе стороны. Точно очарованная стояла народная масса. Иные и даже многие забывали отвечать на поклоны, другие не кланялись, боясь сократить и на секунды момент лицезрения своих обожаемых Царя и Цариц. Государь, Государыни и вся Царская Фамилия входят в собор, где слушают краткое молебствие с положенным царским многолетием.
Из собора Их Величества в предшествии хора архиерейских певчих и духовенства, при пении «Спаси, Господи, люди Твоя», идут в церковь святых Зосимы и Савватия, где временно лежат мощи преподобного Серафима. С Их Величествами и Августейшими Особами входят только митрополит и архиереи; прочее же духовенство остановилось пред дверьми храма. Затем из церкви митрополит и прочее духовенство проводили Их Величества до покоев Государя Императора. Здесь, при входе, настоятель монастыря, игумен Иерофей, приветствовал Их краткою речью, с поднесением, по русскому обычаю, хлеба-соли от братии обители. Митрополит, осенив крестом Их Величества, возвратился с прочим духовенством в Успенский собор для служения благодарственного молебна по случаю благополучного прибытия Царственных Паломников. В покои Государя Императора вошла и Государыня Императрица Мария Феодоровна. Через некоторое время Она в сопровождении Их Величеств и прочих членов Августейшей Фамилии прошла в свои покои на противоположной стороне монастырской площади, причем народ имел счастье снова лицезреть Венценосных Паломников. После всенощной по парастасу, совершенной во всех монастырских церквах, площадь монастырская опустела. Приближался полунощный час. В этот час, в священной тишине, при благоговейном молчании, архимандриты, под руководством преосвященного Иннокентия Тамбовского, перенесли стоявшую в церкви святых Зосимы и Савватия, в приделе Преображения Господня, колоду, в которой был погребен преподобный, в могилу преподобного, точнее - в склеп, обращенный теперь в мраморную часовню[9 Примечание]. С этого момента затеплились тут неугасимые лампады.


6. Текст проповеди приведен в нашей книге на с. 238, поэтому пересказ ее здесь опущен. - Ред. Вернуться к тексту
7. Общий крестный ход имел святыни от следующих шести монастырей: Серафимо-Дивеевского, Серафимо-Понетаевского, Спасо-Зеленогорского, ардатовского Покровского, арзамасского Николаевского и арзамасского Алексеевского. Вернуться к тексту
8. См. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», священника Л. Чичагова, стр.274) Вернуться к тексту
9. Переложение всечестных останков преподобного Серафима из прежней колоды в кипарисный гроб совершено было, под наблюдением митрополита Антония, в продолжение трех дней - 3, 4 и 5 июля. Кипарисный гроб внутри обит шелковою муаровой материей зеленого цвета. Этот гроб вложен в другой, дубовый, имеющий точную форму прежней колоды, но роскошной художественной работы, с украшениями в виде дубовых ветвей, из матового серебра. Эта колода окована тремя железными обручами и снабжена по сторонам десятью подвесными скобами из витого железа, для несения гроба на руках. Вернуться к тексту

И.В.Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца).Часть 1. Предыдущая часть  В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть И.В.Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца).Часть 3.

См.также:

И. В. Преображенский.Открытие святых мощей преподобного Серафима,Саровского чудотворца.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU