История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

И. В. Преображенский

Открытие святых мощей
преподобного Серафима,
Саровского чудотворца
(описание очевидца)

III.Третий день торжеств (18 июля, пятница): ранняя обедня, за которой Царь и Царицы, вместе с народом, причастились
Св. Христовых Тайн.- Осмотр Их Величествами монастыря.-
Последняя заупокойная литургия и последняя панихида по иеромонахе Серафиме.- Речь митрополита Антония пред панихидою.- Наблюдения над представителями верующей и богомольной России.- Царство любви в мире несчастий человека.- Посещение Царскою Фамилией святого источника

Наступило 18 июля (пятница). Первое, что услыхали мы в этот день, это - сообщение, что Государь и Государыни за ранней обедней, в Успенском соборе, приняли причастие Святых Христовых Тайн[10 Примечание]. Неожиданность ли, по его времени и обстановке, факта, о котором сообщалось, или важность сообщаемого делали то, что сообщение это передавалось друг другу с чувством благоговения, как бы некая дорогая святыня.
Ранняя литургия совершалась в приделе Печерских чудотворцев. Ее служил архимандрит Андрей, в сослужении игумена и пяти священников и иеромонахов. Умилительное, глубоко-трогательное впечатление произвело на молящихся неожиданное для них появление Царя и Цариц за ранней обедней. Их Величества пришли сюда как простые, обыкновенные богомольцы, без свиты и всяких властей. Вместе с народом они стояли, вместе с ним и причащались. Вместо запричастного протоиерей Философ Орнатский произнес красноречивое слово, за которое ему передана была Высочайшая благодарность [11 Примечание].
Между ранней и поздней литургиями Их Величества и все Августейшие Особы изволили осматривать монастырь, начав с новой церкви Святой Троицы, выстроенной в память новоявленного угодника Божия, преподобного Серафима, и в которой, как то упоминалось выше, находится его келия. Осмотрев церковь, келию и находившиеся здесь, числом до 50, хоругви - дар хоругвеносцев, Их Величества прошли в часовню над могилой преподобного Серафима, спускались в склеп, в котором стояла уже ночью помещенная туда гробовая колода святого, поклонились ей, а также гробнице почивающего здесь же, всеми чтимого подвижника-молчальника, схимонаха Марка. Из часовни Их Величества прошли в церковь Иоанна Предтечи, а оттуда в церковь святых Зосимы и Савватия.
В 9 часов утра в Успенском соборе началась последняя заупокойная литургия, а по окончании ее отслужена была и последняя панихида по приснопоминаемом иеромонахе Серафиме, подвижнике Саровском.
На служение панихиды вышли, во главе с митрополитом, все присутствовавшие на торжествах архиереи, двенадцать архимандритов и целый сонм прочего монашествующего и белого духовенства. Все они в новых, блестящих золотых облачениях. Церковь была полна народа.
К началу службы пришли в собор Их Величества Государь и Государыни и все Особы Императорской Фамилии, с сопровождающими Августейших Богомольцев лицами. Вся церковь стояла со свечами в руках.
Пред началом панихиды высокопреосвященный митрополит Антоний произнес с амвона глубоко-назидательную речь, предметом которой было выяснение смысла и значения совершавшегося события.
«Всем нам, здесь присутствующим и молящимся,- начал владыка,- Господь даровал великую милость быть участниками светлого торжества прославления приснопамятного подвижника, иеромонаха Серафима. Слава и благодарение Господу, так о нас благодеющему. Красуйся и радуйся, святая обитель Саровская, славою преподобного своего прославляющаяся и прославленная».
Напомнив далее слушателям, что сейчас они будут в последний раз молиться о подвижнике как об усопшем рабе Божием, а потом уже на все времена православные христиане будут обращаться к нему с молитвою, как к прославленному угоднику Божию, за помощью, исцелением и утешением, владыка говорил: «В самой видимой мертвенности останков святых благодатию Божией сокрывается сила жизни: через посредство их даруются людям от Господа многочисленные исцеления от недугов и болезней. В этих же чудесных исцелениях слава и преподобного отца нашего Серафима. Они же настойчиво напоминают слова апостола Павла: сеется не в честь, возстает в славе, сеется в немощи, возстает в силе».
Глубоко-верную, подтверждаемую всей нашей историей мысль высказал высокопреосвященный оратор, уясняя слушателям, что в великом множестве стекшегося от всех краев нашего отечества к мощам угодника Божия народа, в этом многолюдном, но единомысленном и единосердечном собрании богомольцев, возглавляемом молитвенным участием Самого Царя православного, Благочестивейших Цариц и многих членов Царствующего Дома, выражается исконный, основной смысл жизни русского народа. «Он,- говорил владыка,— знает свое отечество и свою историю не столько по политическим и военным событиям, сколько по подвижникам веры и правды, любви и добра. Посещая из года в год, из века в век прославленные подвигами угодников Божиих святые места, он научается в них правилам жизни святой и утверждается в вере и правде, добре и любви»... «В лице преподобного Серафима,- продолжал оратор,- воздвигает Господь новый светильник, нового учителя, новую духовную твердыню народа русского. Буди же слава Богу нашему, дивному во святых Своих!» Обращая, наконец, внимание на ежедневно совершающиеся, по молитвам преподобного, многочисленные чудеса, владыка с особенною выразительностью и твердостью в голосе высказал: «Если бы кто вопросил нас о них, мы таковому вопрошающему ответили бы с благоговейным дерзновением, в полном соответствии с действительностью, словами Спасителя ученикам Иоанновым: "слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат, нищие благовествуют"». В заключение митрополит пригласил слушателей «усердно, благоговейно и с теплою сердечностью помолиться в последний раз об упокоении раба Божия, приснопамятного иеромонаха Серафима, и воздать славу Богу, дивному во святых Своих».
По окончании речи митрополит и весь прочий многочисленный сонм духовенства сошли с солеи на средину церкви. Архиереи стали на возвышении, за ними диаконы, во главе с архидиаконом Иоанном; архимандриты же и прочее духовенство стали не как обыкновенно, то есть в две линии, а в одну - лицом к Царской Фамилии. Линия это шла от архиерейского возвышения почти до самого Престола... И вот началась эта последняя панихида.
Глубоко-трогательно само по себе содержание панихидных песнопений; в умилительном же пении панихидная служба высоко поднимает религиозное чувство, отрешает от земного и преисполняет сердце чистым, тихим, святым одушевлением. Присутствуя за такою службою, положительно трудно удержаться от слез.
На клиросах пели митрополичий и тамбовский архиерейский хоры. Сонм служившего духовенства одушевленно возглашал моление: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». Тихо повторяли эти слова, будто далекое эхо, хоры на клиросах. С особенным совершенством, с неподражаемой художественностью митрополичьи певчие пропели тропарь: «Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй», а также икос: «Сам Един еси, Безсмертне...» Как один человек, молилась вся церковь на коленях, когда духовенство пело: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего...» Горячо, пламенно молилась коленопреклоненная церковь, в последний раз прося Христа упокоить раба Своего там, где «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Непосредственно следовавшая за панихидой лития отслужена была в часовне, над могилою преподобного. Туда изволили выходить Их Величества и все Августейшие Особы. Там в последний раз возглашена была и «вечная память» приснопоминаемому иеромонаху Серафиму.
По окончании литии Их Величества и Их Высочества возвратились в свои покои, а высокопреосвященный митрополит с архиереями и прочим духовенством прошел в собор и здесь торжественно совершил освящение лика старца Серафима на верхней доске, покрывающей раку,- иконы в сени над ракою и самой раки.
Было уже четверть 12-го часа, когда окончились все эти торжественные службы.
Полуденное солнце на безоблачном небе высоко подняло температуру воздуха и раскаляло песчаную почву. Укрывшись под густые ветви вековой сосны, стоявшей около гостиницы, записывали мы в свою памятную книжку впечатления первой половины нынешнего дня и стали наблюдать нескончаемые вереницы двигавшихся взад и вперед по дороге к святому источнику и в дальнюю пустыньку богомольцев. Дорога эта, как уже замечалось, пролегает близ гостиницы под горкою, по берегу речки Саровки.
Несколько раз наблюдали мы с этого пункта богомольческую массу. Пред нашими глазами проходили тысячи, десятки тысяч паломников. И сколько приходилось видеть среди этой массы истинно грустного и ужасного! «Как велик,- скажу словами одного почтенного писателя, также присутствовавшего на Саровских торжествах В. А. Прокофьева,- как велик мир несчастий человека! Какое огромное количество больных и недугующих, калек, слепых, глухих, дурачков, юродивых, расслабленных, припадочных, душевнобольных! Тут встретишь все несчастья, какие можно себе представить и какие невозможно. Иные ползут на четвереньках, другие двигаются на руках, опрокинувшись ими назад, другой прыгает, склонившись на левый бок. Иного везут на тележке, иного расслабленного несут в кульке, у иного голова непомерно велика, у другого непомерно мала, у иного лицо скошено, у кого сведены руки, у кого ноги, у кого то и другое; грязные повязки иных скрывают жестокие раны и болезни, кто кричит, кто мычит, кто молится вслух».
Как ни мрачна представленная картина, однако и в ней виделось много истинно высокого, поучительного, умилительного. Тут, среди тяжких, ужасных физических страданий, особенно ярко проявилось царство духа: вера в Бога, надежда на Его милость, по молитвам к угоднику Божию, и любовь к ближнему несчастному. В Сарове можно было воочию убедиться, что народ русский помнит заповедь Христа о любви к ближнему и исполняет ее. Можно поражаться тем участием, которое проявляли здесь здоровые к немощным. Казалось бы, не хватило сил, терпения, не выдержали бы нервы и один час послужить какому-нибудь убогому. А ему простые верующие люди служат годы, десятки лет, и это не одни лишь близкие родные. Вы можете, например, видеть, как здоровые помогают больному поудобнее сесть или лежать, укрывают его от палящих лучей солнца, освежают чашею студеной воды, как носят их на руках, на носилках, на полотне,- пред немощными расступаются здоровые, давая им дорогу, и проч. и проч.
Вы видите и слышите усердную, горячую молитву здоровых за больных. Поздним вечером, 17-го числа, были мы у св. источника. Принесли к нему истеричную женщину. Неистовые крики ее прямо ужасали. Стоя среди толпы, мы ясно слышали шепот окружавших: «Помоги ей, Господи! Спаси ее, батюшка (подразумевается, конечно, старец Серафим), исцели ее!» В небольшом отдалении от толпы, укрывшись за дерево, как бы затворившись в келий, коленопреклоненно молился мужчина в одежде служащего на железной дороге. Всего вероятнее, и он молился за несчастную.— В другой раз, в ограде монастырской, мы видели, как женщина-крестьянка средних лет носила на руках, буквально как ребенка, своего мужа.
Понятна та неподдельная радость христиански-любящих, сострадательных людей при виде исцеленных. И чужие исцеленным сорадуются тут, как близкие им родные. Порывы же радости родственников исцеленных, можно сказать, неописуемы, безграничны. «Матушка, дорогая моя матушка!» - в порыве восторга и радости кричала девушка своей матери, прозревшей на источнике. Обнимая, целуя мать, она допытывалась: «Ты ли это? Тебя ли я вижу?» ...А вот мать искупала свою немую малолетнюю девочку. Пошла сама купаться, а за девочкой просила посмотреть стороннюю, незнакомую ей женщину. Эта с материнскою ласкою исполняя поручение, стала предлагать девочке: «Скажи: Богородица». По рассказу этой женщины, напряжение, старание девочки произнести это слово было такое, как бы она что тяжелое поднимала или взбежала на гору. Наконец, произнесла это пресвятое слово «Богородица» и постепенно, затем, стала всё говорить. Вышедшая из купальни мать глазам своим не верила, что пред нею ее, доселе немая, а теперь говорящая дочь, готова была чуть не отказаться от нее. Поймите же радость этой матери и попробуйте описать ее...
За столиками, под другими соснами, расположилось немало богомольцев, оставивших душные номера гостиницы. Иные сидели целыми большими семействами. Все мы знали, что Царская Фамилия отправится на святой источник. Неизвестно только было, когда это состоится. Был конец второго часа. Вдруг издали из-под стен монастыря понеслось «ура!» Быстро оно стало приближаться. Сидевшие за столиками вскочили со своих мест. Из гостиницы бежали к горке гости и прислуга. Все устремили взор по дороге к монастырю. На ней волновался народ, перебегая с места на место. Сидевшие на конях казаки слезли с коней. Но за толпой ничего не было видно. Все догадывались о причине необыкновенного оживления на дороге и смотрели на отдаленный конец ее, ожидая увидать там экипажи с Царской Фамилией. Однако эти экипажи всё не показывались. Но вот, почти прямо пред нами излучина дороги; она вся как на ладони. По ней идет группа военных в белых кителях... Положительно, глазам не верилось, чтобы то были Государь с Великими Князьями. Однако это были именно они. Его Величество шел несколько впереди, часто делая рукою под козырек. Тотчас за Ним шли Их Высочества Николай Николаевич и Петр Николаевич, а за ними некоторые из лиц свиты и больше никого: никакой охраны, никакого конвоя. Оказывается, что и казакам приказано было слезть с коней, чтобы они не загораживали собою вида вдаль. Так просто, так — позволим себе сказать - смиренно шел Державный Владетель величайшей в мире империи к местам подвигов при жизни смиреннейшего из иноков, а по смерти великого в сонме святых угодников Божиих, старца Серафима...
Следование Его Величества к источнику пешком в знойный день по пыльной дороге тем было неожиданнее, что все знали, что Государь прибыл в Саров только вчера вечером и уже утром сегодня изволил быть за ранней обедней, после которой осматривал монастырь; присутствовал за последней великой панихидой, а вечером, с шести часов, имело начаться всенощное бдение в присутствии Царской Фамилии.
С неописуемым воодушевлением приветствовал народ своего обожаемого Батюшку-Царя. Огромное большинство имело счастье лицезреть Его и в такой близости в первый раз в жизни. «Ура!» гремело такое, какое редко, пожалуй, когда слышали и московские кремлевские стены... Целая туча шапок летела вверх. По горе и за речкою по низине стремительно бежали, прыгая чрез кочки, пни и ровики не хотевшие упустить из виду Царя или желавшие забежать вперед, чтобы еще раз получить возможность лицезреть Его... Но вот народные клики стали замирать с отдалением Царя от пункта нашего наблюдения. Вдруг они снова воскресают там, где начались прежде. То народ приветствовал выехавших в экипажах к источнику Цариц и прочих членов Августейшей Фамилии. Опять та же картина народного воодушевления; опять такие же проявления радости и восторга... Умиленный, растроганный, радостный народ и восклицал, и крестился, и молился, и плакал. Густой, непрерывной стеной установился он по окраине дороги; им, точно маком, усеяны были все холмики, и множество взобралось на деревья. Отовсюду неслось «ура»; громовыми раскатами перебрасывалось с берега на берег. Поистине, точно «гласом вод многих», точно шумом бурного водопада оглашались народными кликами берега тихой, небольшой речки Саровки...
По прибытии Их Величеств к источнику клики смолкли и водворилась тишина. Их Величества и прочие Особы подробно осматривали источник, иконописные картины в нем, купальни при источнике, пробовали воду. При этом объяснения им давали архимандрит Серафим [12 Примечание] и игумен Иерофей. От источника все пошли дальше к камню отца Серафима, на котором он молился в течение тысячи дней, а отсюда проследовали к дальней пустыньке, где Их Величества встретил и показывал достопримечательные места преосвященный Иннокентий. Их Величества спускались в пещеру, куда удалялся преподобный, и затем возвратились в обитель. Государь Император снова шел пешком с Великими Князьями Николаем Николаевичем и Петром Николаевичем. И опять, с тою же сердечностью, с тем же восторгом и воодушевлением, приветствовал народ Их Величества. Поразительную, можно сказать, исключительную минуту, при возвращении Государя Императора в обитель, составлял тот момент, когда Его Величество, следовавший сначала по лесу, повернул на прежнюю дорогу и пошел прямо к народу. Тут вся несметная толпа пала на колени со слезами радости и умиления. В обитель Их Величества возвратились во второй половине 4-го часа.
Заслуживает особого замечания то, что народ во все время путешествия Их Величеств к святым местам вел себя образцово, нигде не затеснял пути, не допускал ни малейшего беспорядка. А ведь его было десятки тысяч и при полном почти отсутствии блюстителей порядка, назначаемых начальством.


10. А исповедывались накануне вечером у иеросхимонаха Симеона. Вернуться к тексту
11. Приведено на с. 244. - Ред.Вернуться к тексту
12. Автор «Дивеевской летописи», будущий священномученик Серафим (Чичагов).— Ред.Вернуться к тексту

И.В.Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца).Часть 2. Предыдущая часть  В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть И.В.Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца).Часть 4.

См.также:

И. В. Преображенский.Открытие святых мощей преподобного Серафима,Саровского чудотворца.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU