Священник
Василий Тигров Воспоминания о Саровских торжествах
«Городок». Людское море
В
трех верстах от монастыря, близ монастырской мельницы, есть в лесу
поляна, прозванная «Городок». Здесь было устроено множество бараков,
рассчитанных на 20 тысяч человек, но во дни торжеств в них помещалось
много больше. Таким образом, название «Городок» недаром было присвоено
этому месту. Здесь, действительно, был городок, который по числу
населения мог соперничать далее и с большим городом, а по составу
населения и по внутреннему устройству своему не имел себе подобных.
В нем были люди всяких званий и состояний, всяких наречий и народностей,
сшедшиеся сюда с разных концов России. Все жили одною жизнью, как
члены одной семьи. В нем не было ни думы, ни управы, однако был
порядок и согласие. Все дела решались не мнением гласных, но общим
тождественно согласным мнением всех. Так у всех были одни мысли,
одни чувства, одни настроения. Здесь была Церковь Христова апостольских
времен. У всех было одно сердце, одна душа. Имущие делились с неимущими,
богатые и знатные разделяли все неудобства скученной жизни с бедными
и убогими: с ними вместе ели сухой хлеб, с ними вместе спали на
досках-нарах, или далее на голой земле; даже разделение по полу,
прежде соблюдавшееся в бараках, под конец стало игнорироваться и,
естественно, нарушаться,— и в женских бараках проживали свободно
мужчины, в мужских - женщины. Мысль о соблазне здесь была так лее
неуместна и недопустима, как в храме. И самое предположение этой
мысли было бы оскорблением благочестиво настроенного чувства.
В этом «городке» на концах его стояли две временные часовни, расстояние
между ними не менее версты. В этих часовнях в продолжение двух недель
совершалось постоянное служение: до дня прославления преподобного
Серафима — служение панихид, с этого дня - служение молебнов, вечерами
слулсилось всенощное бдение. Каждый из богомольцев - а сколько,
сколько было их! - считал долгом отслужить панихиду по отцу Серафиму
до его прославления и молебен ему по его прославлении. Конечно,
не для каждого в отдельности отправлялась та или другая служба.
Службы шли с раннего утра непрерывно до поздней ночи, а в последние
дни во всю ночь. Духовенство сменялось по очереди. Богомольцы же
подходили партиями в двадцать, в тридцать человек с записками имен
о упокоении или о здравии. По прочтении этих записок заканчивались
панихида или молебен — и снова начинались для новой партии, и так
непрерывно и, казалось, без конца.
Когда раздался с Саровской колокольни благовест ко всенощному бдению
(18 числа),- весь «городок» стоял уж на ногах. Вся площадь между
часовнями и другие площади, соприкасающиеся с часовнями, покрыты
были народом, стоявшим на всём этом пространстве плотной стеною.
Несмотря на то, что крестный ход, недавно отправившийся отсюда к
Дивеевской часовне, увлек за собою большое множество народа,- народ
как будто не убавился.
Началось служение всенощного бдения. Посреди часовни стоит аналой
с иконой преподобного Серафима, прославление которого собрались
теперь праздновать в эту лесную глушь пришельцы со всех концов Руси
в таком несметном множестве. Пред иконой стоят подсвечники, уставленные
большими свечами. Стоящие близ этих подсвечников зажигают от горящих
свечей себе свечи, за ними стоящие зажигают от их свечей свои свечи
и т. д.- и сразу вся площадь покрылась маленькими, мерцающими огоньками.
Открылось чудное зрелище: все пространство, куда лишь хватает глаз,
усеяно живыми головами и залито мелькающими огнями; безбрежное море
голов и необозримое море огней. И море это не было спокойно: руки,
воздеваемые для крестного знамения, наклоняемые при этом головы
и тела приводили его в постоянное волнение. И море это не было тихо:
слышны было то тихий шепот, то глубокие вздохи, то всхлипывания
и вопли, то дружное пение - всё это подобно было плеску или шуму
волн морских. И страшен был этот шум, когда в известную минуту служения,
напоминающую собою минуту перенесения святых мощей в Успенский собор
и совпадающую с нею по времени, поднялись вдруг отовсюду вопли и
раздирающие душу крики -всех несчастных и больных, которых было
много и здесь. Верующее сердце многих, естественно, горело желанием
проникнуть теперь в Саровскую ограду, чтобы увидеть там все великолепие
торжества. Но блаженны не видевшие и уверовавшие, но, оглядываясь
кругом и видя всё это несметное множество, сознавая себя здесь среди
этой многолюдной семьи далеко не одиноким, сознавая справедливую
невозможность с этою семьею поместиться в ограде,- видя и сознавая
всё это, сердце каждого смирялось в своих порывах, получая полное
удовлетворение в том, что здесь сподобилось пережить и перечувствовать.
Каждый вполне довольствовался и удовлетворялся тем, что в эти священные
минуты сподобил его Господь присутствовать если не в самой обители,
то вблизи ее, в местах, исхоженных стопами преподобного Серафима,
что сердце его теперь исполнено самых лучших мыслей и чувств, самых
чистых радостей и высших наслаждений. Еще когда каждый был дома,
готовился только идти сюда,- сердце его уже исполнялось радости,
предвкушая всю сладость ожидаемых духовных наслаждений; и теперь,
чем более приближались эти самые важные, священные минуты,— тем
более сердце, очищаясь от всяких нечистых приражений, исполнялось
лучших мыслей и чувств и, достигая высших порывов, тем более приходило
в восторг и умиление. То, что прежде было предметом чаяний и желаний,
теперь стало предметом непосредственного созерцания, предметом непосредственных
чистых наслаждений.
Каждый принес сюда всё, что было у него, что он имел в сердце своем
самого лучшего, самого дорогого, что он тщательно, заботливо сохранял
всю жизнь свою. И настала минута, когда сердце человека стремилось
раскрыть всё свое сокровище, и в этом стремлении сердце одного встречалось
с сердцем другого, третьего и т. д. Тысячи сердец раскрыты были
друг перед другом в самом своем лучшем содержании, сообщая друг
другу и заимствуя друг от друга аромат чистых мыслей, благоухание
святых чувств.
И совершилось.- Тысячи сердец, заключенные каждое в отдельной груди,
выступили на простор и соединились все в одно что-то величественное,
что-то могущественное, что как бы царило над всеми, всеми обладало
и всеми властно управляло, со-гласуя все мысли и чувства и все стремления
тысяч душ. Так совершилось теснейшее единение этих тысяч душ: каждому
представлялось, что все одинаково видят то, что он видит, все одинаково
чувствуют то, что он чувствует. И было непостижимое обаяние в этом
единении душ. Всякий, вновь приходящий, настолько чувствовал это
обаяние, что сразу подчинялся общему настроению, приходя в тайное
соглашение по мыслям и чувствам со всеми...
Вот запели: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме». Там и тут стали
на колена. Все почувствовали одинаково важность этого момента. Всем
было дорого услышать в первый раз воспеваемое Церковью земною прославление
преподобного Серафима как святого; тем более дорого было слышать
это прославление на этой благословенной земле и при таком великом
собрании народном. Лица всех озарены были необычайной радостью,
свидетельствовавшей о том, что, наконец, то, давно всеми ожидаемое
и желаемое, теперь совершилось. Теперь вся эта многотысячная масса
народа, раскрывая свои сердца, исполненные самых чистых желаний,
устремляет их к новому угоднику, новому молитвеннику. Теперь каждый
спешит излить пред ним свои затаенные чувства. Теперь каждый в глубине
и тишине сердца своего сладостно беседует с «преподобным, Батюшкою,
Отцом» Серафимом, излагая пред ним все свои скорби, происходящие
то от бед житейских, то от падений греховных, и все свои нужды.
Все мысли, чувства и желания, скоплявшиеся в сердце каждого многие
дни в ожидании этих минут, достигли теперь самого высшего напряжения
и пришли к радостному разрешению. И открылся пред человеком новый
духовный мир со всеми его высшими, неземными, неизреченными радостями,
и так он был ощутительно близок для каждого и так доступно было
сердцу услаждаться его радостями, что хотелось бы вечно жить этими
минутами, что хотелось бы никогда не пробуждаться от этого
сладостного забытья души, погруженной в область этих новых высших
ощущений.
В эти минуты слышится звон с Саровской колокольни. Еще сильнее забилось
и затрепетало сердце. Звон этот свидетельствовал о том, что и там,
в святой обители, настал торжественный, важный момент, что и там
теперь самые высшие и лучшие чувства волнуют умы и сердца людей.
И несутся волны торжественного звона, колыхаясь и разливаясь вдали,
захватывая по пути мысли и чувства всех людей, так что они слились
в один нераздельный поток. Могучие удары торжественного звона, рассекая
воздух, как бы разрушают преграды, разделяющие сердца; рушатся пределы
пространства,- и святая обитель, казалось, так была недалека, и
дорогая святыня ее так была ощутительно близка!
Запели «Слава в вышних Богу». Поют сначала в часовне и около часовни,
затем пение раздается все сильнее и сильнее, охватывает все большее
и большее пространство, достигая дальнейших рядов. Кто не знает
этой священной песни? Каждый старается подпевать, кто сильнее, кто
едва внятно, но в общем получается дивное, могущественное, наполняющее
и оглашающее всю окрестность, тысячеголосное пение. И с каждым новым
словом, с каждым новым стихом охватывает сердце новое волнение,
и пение делается всё сильнее, всё могущественнее. И вот тысячи душ
слились теперь в один общий гул и едиными устами и единым сердцем
славят и воспевают пречестное и великолепое Имя Отца, Сына и Святого
Духа.
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи
Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.
«Городок». Людское море. Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления.
Саров-Дивеево. 1903