История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Священник Василий Тигров
Воспоминания о Саровских торжествах

Дивеев.

«Вот и Дивеев»,- услышал я сквозь этот сон. Эти слова заставили меня подняться. Я встал, открыл глаза и увидел пред собою весь Дивеевский монастырь во всей его красе.
Облитый золотыми лучами утреннего солнца, он был неописуемо прекрасен, а великолепный собор царственно красовался над всею окрестностью.
Когда мы подъехали к монастырю, было часов семь. Возница наш обещал сделать здесь остановку часа на два-три, и поэтому нам пришлось здесь осмотреть всё наскоро.
То, что прежде всего привлекает внимание в Дивееве,- это собор. Такой огромный, обширный и, между прочим, такой легкий, воздушный. Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного, в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство,- поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний возбудить к созерцанию бесконечной, небесной красоты.
Это сильнее всего чувствуется, когда стоишь внутри храма. Созерцая внутреннюю красоту его и видя эту легкость линий, воздушность форм и очертаний, так и чувствуешь, как душа как бы невольно поднимается и возносится к небесным высотам.
Я видел соборы Петербурга, Москвы, Киева, но пред ними собор Дивеевский представляет из себя что-то особенное, отличное.
Неизмеримо велик в сравнении с ним Храм Христа Спасителя и, при его массивности, в нем также замечается смелый размах легкости, воздушности, но при всем том там все-таки чувствуется камень, гранит, а этого-то и не чувствуется в Дивеевском соборе; там - в Храме Христа Спасителя - на высоте - простор небесного пространства, внизу же - подавляющая огромность здания, в которой человек как-то теряется, представляет себя таким маленьким, здесь - в Дивеевском соборе - стоит человек и невольно чувствует, как всё его поднимает, возбуждает, возвышает; он как будто здесь заметно вырастает.
В это время я недолго был в соборе. Но год спустя я стоял там торжественное служение всенощного бдения под праздник Воздвижения Честного Креста Господня. И вот в представлении моем слились в одно и первое и последнее впечатления. Я слышал это прекрасное, стройное пение, я видел, созерцал эту внутренность храма, украшенную замечательной живописью, эту внутренность храма, особенно великолепную при полном блеске вечернего освещения,- и приходил в естественный восторг и умиление. Но более всего мой взор был прикован к горнему месту. Там стоит крест, на нем Распятый Господь. Крест очень большого размера и прекрасной живописи. Он немного отделен от стены, на стене замечательное изображение того великого момента, когда земля потряслася, и камни распались, и гробы открылись, и многие усопшие святые восстали. Таким образом, и крест, и стенная живопись представляют одну картину с рельефным
очертанием переднего плана. Во время полиелея и так до конца службы Распятие освещается лампой с рефлектором, скрытой за иконостасом, весь же алтарь, освещаемый одними лампадами семисвещника, остается в полутьме. Это производит, можно сказать, потрясающее впечатление. Пред взором молящегося живо восстает эта страшная картина смерти Богочеловека, всеми оставленного, возведенного на крест сынами человеческими,-и нужно было мертвым восстать из гробов, чтобы вразумить живущих на земле и сказать им: «опомнитесь, что вы делаете!»
Главную святыню собора составляет икона Богоматери «Умиление», пред которой отец Серафим всегда молился и коленопреклоненный скончался; она украшена дорогим окладом с драгоценными камнями и устроена в прекрасном киоте у левой колонны главного придела.
И теперь, как некогда преподобный Серафим, предстоящие молятся пред нею с особенным умилением и сокрушением сердечным. При взгляде на эту дорогую икону невольно уносишься мыслью к тому времени, как она когда-то стояла в келье убогого старца. Сколько слез горячих, жгучих пролито было этим старцем, сколько вздохов глубоких, сердечных вылетело из его иссохшей груди, сколько молитвенных слов, пламенных воплей вырвалось из его истомленной души пред этою святою иконою! И после того сколько душ православных с упованием и умилением взирало на этот пречистый образ, ища и обретая здесь отраду, покой и утешение!
Из собора мы направились по канавке к Спасо-Преображенской церкви. По пути зашли в часовню на месте бывшей «мельницы-питательницы». Здесь показывали нам жернова из этой мельницы и дали немного мучицы, добываемой посредством ручной мельницы, стоящей в углу. Говорят, что во время открытия святых мощей преподобного Серафима было много случаев исцеления больных по вкушении муки; особенно поразительны были случаи исцеления глухонемых.
В Преображенском храме - всё сокровище Дивеева. Алтарь этого храма устроен целиком нерушимо из дальней пустыньки отца Серафима, перенесенной сюда из Сарова. В правом углу алтаря-кельи - иконы и лампада преподобного Серафима, стул, пенек, камень и часть дерева, преграждавшего путь женщинам в пустынь. Здесь проходила сокровенная жизнь святого старца, исполненная необыкновенных подвигов пощения, бдения, молитвы. Здесь были благодатные озарения, дивные видения восторженной души. Здесь небо склонялось долу и, обнимая собою пламенеющего в молитве плотоносного человека, просветляло его, проникало насквозь всё его существо и соделовало его легким, удобоносящимся в воздухе.
Среди храма стоит витрина с вещами преподобного Серафима. Здесь находятся: епитрахиль, четки, ряса, шапочка, полумантия, шуба, сапоги, лапти, рукавички, топор, табурет и многое другое. Всё это возбуждает глубокое благоговение к памяти преподобного Серафима и наводит на многие размышления о жизни его, полной добровольных трудов и лишений.
«Вот его лапти,- это он сам, кормилец, трудился, плел их; а вот его одежа - вся в заплаточках,- это он сам, батюшка, платил. Вот рукавички, топорик — всё то он трудился, работал»... Так с умилением говорят друг другу простые богомольцы.
Из Преображенской церкви мы заходили в ближнюю пустыньку, также целиком перевезенную из Сарова. В этой келье преподобный Серафим пробыл 15 лет в затворе. Здесь протекли его великие подвиги, приведшие его в окончательное изнурение, изнеможение. Здесь являлась ему Матерь Божия со святыми Климентом Римским и Петром Александрийским (25 ноября 1825 г.) и велела ему выйти из затвора. И теперь тут чувствуется какое-то особенное благоухание, веяние благодатной тишины, как будто в этих стенах остался и тот же воздух, исполненный небесной сладости, которым дышала святая душа смиренного, убогого старца и великого молитвенника.
Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой... Все полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой.
Как-то невольно приходят на мысль эти слова, когда стоишь в этой келье, погруженный в созерцание окружающей тайны.
Из ближней пустыньки я на минуту зашел в живописный корпус и был воочию убежден, как широко поставлено живописное дело в сем монастыре. Со всей России шлют сюда заказы, и вот уже сколько времени их даже и не принимают, потому что принятые-то приходится исполнять, за большим накоплением, не раньше как чрез год. Иконы в деле - все преподобного Серафима. Живопись их особенная. Теплая, сердечная любовь всего монастыря и каждой монахини в отдельности к «Батюшке»,отцу Серафиму, передается, сообщается и в художественном изображении его лика.
Здесь всё до мельчайших подробностей выполняется с истинным благоговением к «Батюшке». Монахини так глубоко погружены в свое дело, что не только не обращают внимания на приходящих, но даже молчат, или, как видно, с неохотою отвечают на те или другие вопросы любопытствующих.
Выйдя из живописного корпуса, я направился к дому Паши-юродивой. Около дома толпилось много народа, который ждал выхода наружу юродивой, чтобы посмотреть на нее и послушать: может быть, она что скажет.
Вовнутрь дома не пускали никого. Мне позволили войти, как священнику. Я вошел. В келье я встретил другого священника из Донской области, с которым познакомился еще дорогою в Саров. Я повидался поклоном с блаженною Пашею. Она так взглянула на меня необыкновенным, пронизывающим насквозь взглядом, что я смутился, и сказала мне, не то спрашивая, не то уверяя: «Что, схоронили?» Эти слова поразили меня. Я недоумевающе глядел кругом. Батюшка и другие говорят мне: «Это у Вас кто-нибудь умрет в скором времени». Меня, признаюсь, более всего тревожила мысль: «А что, если теперь, в мое отсутствие, умрет кто?» И сердце, естественно, сжималось болью...
Но кто же эта Паша? Она уже очень старая, но довольно полная, одета в одну рубашку. На вид как простенькая, глупенькая. В это время она сидела за столом и угощала чаем раньше меня прибывших батюшку с матушкою, потом предложила молча и мне стакан.
Я не буду подробно касаться того, что она еще говорила,— некоторые намеки и иносказания были мне понятны. После чаю она пошла в свою моленную комнату, куда последовали и мы. Там, посредине комнаты, у стены стоит большое Распятие, по сторонам везде большие иконы. Помолившись, мы приложились к Распятию. При прощании я хотел поцеловать руку Паши. Она с негодованием отдернула ее, сорвала с себя платок и бросила его наземь, при сем сказала: «У Вас у самих будут мощи».
Ровно чрез год наше семейство постигло большое несчастиё: у нас утонул в реке сын...
И вспомнил я тут взгляд и все слова Паши, и понял, и уразумел их смысл и значение...
По выходе от Паши-юродивой я заходил в келью монахини Александры, основательницы Дивеевского монастыря, и на ее могилку, где отслужил панихиду. Монахини все твердо веруют, что скоро будет открытие мощей преподобной Александры. Отсюда я был в келье Пелагии Ивановны - юродивой, где служил также панихиду. Здесь показывают цепь, которою прикована была блаженная, здесь в витрине лежат: ее платье, часть волос, ноготочки. Много страданий и мучений перенесла блаженная Пелагия за свое юродство. И ее так же, как и матушку Александру, считают святою. В обеих этих кельях ощущается какое-то особенное благоухание.
После всего этого я заходил на короткое время в Казанскую церковь, которая замечательна тем, что верхний этаж считается приходским, а нижний - монастырским. Монахини убеждены, что скоро вся церковь отойдет в полное владение монастыря. А про нижнюю церковь преподобный Серафим сказал: «Там у Вас четыре столба, это будет у Вас четверо мощей».
Тем закончил я свое беглое обозрение Дивеевского монастыря и с чувством некоторой неудовлетворенности оставлял святую обитель.
Но посылая ей последний, прощальный привет, я утешал себя мыслью, что, может быть, в скором времени опять увижу ее и тогда вполне насыщуся славою и лепотой ее.
Замечательно, в Дивееве всё полно, все дышит памятью о преподобном Серафиме. И если в Сарове, видимо почивая, преподобный Серафим пребывает как бы телом своим, здесь, в Дивееве,- его дух - и это во всем и везде. «Батюшка»... «Батюшка»...- постоянно слышится здесь. В этих словах - сила, жизнь и все упование обители.
И монахини здесь имеют особенный вид. На лице их отражается какое-то радостное спокойствие, светлое, сияющее выражение внутреннего мира и довольства, и как бы незаметно следов борьбы, тревоги, опасения за свое положение. В глазах их светится что-то уверенно-торжествующее, победное, ликующее. Вид этих девственниц-подвижниц почему-то уносит мое воображение к первым временам христианства. Там восстает предо мною светлый лик дев чистых, невинных, святых... Еще свежо предание. Еще живы даже те, которые были очевидцами всего бывшего «во дни оны», и все полно еще воспоминаний об «оных днях». Всё это возбуждает, возвышает, окрыляет дух святых дев и укрепляет, утверждает их несомненною надеждою в их уповании. Обрученные невесты Христовы — они представляют собою как бы сонм плотоносных ангелов, ликующих, торжествующих еще на земле победу в чаянии блаженной жизни со Христом, в ожидании соединения со Своим Возлюбленным, Прекрасным, Сладчайшим Женихом... Нечто подобное представляют и девы Дивеевского монастыря. Еще свежо предание о «Батюшке», даже живы те, которые помнят его. И рассказы о нем постоянно передаются из уст в уста по всей обители. Потому-то и вид этих дев такой радостный, торжествующий. Они чувствуют силу, руководящую ими. У них есть защита, утешитель, у них у всех «Батюшка», который сказал: «Радость моя, вы ничего не бойтесь, вас никто не может обидеть, кто же обидит, сам всегда будет наказан». И тяжелое сомнение, уныние, если и бывают на душе, то лишь на время. Куда ни глянешь, везде увидишь напоминание о «Батюшке», и спадет тягота с души, и тотчас же получишь утешение, и тотчас же радость и надежда осветят душу.

Прощание с Саровом. Святая ночь. Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Канавка.

См.также:

Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.Дивеев. Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU