История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Священник Василий Тигров
Воспоминания о Саровских торжествах

Канавка.

Но есть одно, особенно священное место в обители, место утоления всякой скорби и печали - это канавка, которая вырыта сестрами обители, по благословению и приказанию преподобного Серафима, вокруг земли, первоначально пожертвованной под обитель.
В летописи Дивеевского монастыря говорится, что преподобный Серафим неоднократно говорил протоиерею Василию Садовскому и старицам-монахиням, что канавка эта «стопочка Божией Матери», «тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель». «И как антихрист,- говорил он,- придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит; когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит, а к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет».
Эту канавку начал рыть сам преподобный Серафим. Вот как об этом говорится в летописи. Сестры долго не исполняли приказания Батюшки отца Серафима вырыть канавку и не начинали рыть. Раз одна из них вышла ночью из кельи в погреб и видит: Батюшка отец Серафим в белом своем балахончике сам начал копать канавку, а около него стояла и горела свеча. В испуге, а вместе и в радости она вбегает в келью и сказывает всем сестрам; все в неописанной радости побежали на то место и, увидав «Батюшку», прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежали пред ними на вскопанной земле,- с аршин была она уже вырыта. Тут уже все сестры приложили старание, и так как преподобный Серафим очень торопил рыть канавку, то даже и лютой зимой, рубя землю топорами, всю своими руками, как приказывал он, выкопали сестры эту святую, заповеданную им канавку, и лишь только окончили рыть, тут же вскоре скончался и преподобный Серафим, точно будто только и ждал он этого.
О значении канавки преподобный Серафим говорил: «Кто канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»
Вот почему так почитают все канавку и считают святою обязанностью походить по ней, особенно в горе, несчастии, болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Рвут на память, а также на исцеление (преимущественно больной скотине) травку. Во время торжеств открытия святых мощей преподобного Серафима здесь, на канавке, было немало чудес — исцелений больных.
«Пройди и прочти 150 раз "Богородице Дево, радуйся" -и ты получишь утешение, как бы ты был в Киеве, Иерусалиме, или на Афоне». Как будто что-то непонятное и даже страшное слышится в этих словах, а на самом деле в них великий смысл.
Идти по той тропе, где шествовала Небошественная Пречистая, Пресвятая Дева, идти по Ее следам - это значит вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать ангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная» и представлять, что она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовью,— не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости?
А какое утешение для всех монахинь обители в том обещании преподобного Серафима, что антихрист, который поработит когда-то весь мир, не сможет перейти эту канавку!
Дивеев — это особенный удел, жребий Божией Матери — что может быть утешительней этой мысли?
И вся жизнь дивеевских монахинь потому носит особенный отпечаток.
Весь порядок жизни, соблюдаемый в точности святой обителью, завещан Батюшкою отцом Серафимом, и в этом случае Батюшка есть постоянный и верный руководитель всех. Каждая монахиня, что бы она ни стала делать, знает, что она делает так, как приказывал и приказывает «Батюшка».
Когда через год я был в Дивееве и стоял в алтаре Собора, то увидел на одной стене, за рамой лист, на котором было написано: «Правила, заповеданные Батюшкою отцом Серафимом для обители его Дивеевской». Я с необыкновенным интересом прочитал эти правила, особенно меня заинтересовала заключительная подпись только что умершей игуменьи Марии.
Вот эти правила:
1) Пред литургией каждое воскресенье петь параклис Божией Матери, без опущения; «если будут свято исполнять это, то никакие беды обитель не постигнут, если же оставят, то без беды беду наживут»,- приказывал Батюшка.
2) В нижней Рождества Богородицы церкви день и ночь постоянно читать неугасимый псалтирь: «она вечно обитель питать будет»,- сказал Батюшка.
3) Церковные должности дьячка и пономаря и клиросные должны исполнять сами сестры монастыря, но только девицы, точно так же и все начальнические должности послушания.
4) Сестры никогда не должны жить по одной, точно так же во время богослужения не должны оставаться по одной, равно как и выходить или ехать куда-либо в одиночку.
5) Приобщаться должны все неопустительно во все святые посты, а по желанию и во все двунадесятые праздники, не вредя себе наветами мысли - не приобщаться потому, что недостоин, а всецело, без рассуждений и высокомудрствований, предавая себя в волю всепрощающей благодати Божией.
6) В нижней Рождественской церкви пред местным образом Спасителя должна неугасимо постоянно гореть свеча, а пред храмовой иконой той же церкви Рождества Богородицы должна вечно гореть неугасимая лампада.
Встав с постели, утром прочитать: утренние молитвы, 1 раз «Достойно», 3 раза «Богородице Дево, радуйся», 1 раз Символ веры, 2 раза «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную», 1 раз «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных», 2 раза «Господи Иисусе Христе, с Госпожею Девою Мариею Богородицею, помилуй нас грешных», 12 раз «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», 12 раз «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас грешных»,- всё это по кельям,- До трапезы мысленно читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».- Потом вечером - правило в церкви: 12 избранных псалмов, помянник, поучение, 100 раз «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», с поясными поклонами, 100 раз «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас грешных», с поясными же поклонами, и Батюшкино правильце, вышеупомянутое (утреннее). Соборный же акафист, по заповеди Батюшки Серафима, необязателен для всех, но аще кто может, дабы не накладывать тем лишней тяжести греха немощным. Затем до ночи мысленно читать: «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя», а ложась в постель, читать молитвы на сон грядущим и Батюшкино правильце (утреннее) каждая у себя по келлиям.
8) Заповедь Батюшкина: никогда не быть без труда и дела, во время которого постоянно творить умственно молитву Иисусову. Сестры трудовые или занятые послушанием не стеснялись бы и не были бы стесняемы, а прямо, вставши от сна и закусивши, занимались бы своими трудами, мысленно творя молитву и умственно прочитывая Батюшкино правильце.
Передав все, Батюшкой Серафимом заповеданное, и основываясь на его словах, старцам и мне, протоиерею Василию, лично сказанных: «После меня не будет у Вас другого отца в Дивееве», вручаю вас Царице Небесной; Она Сама вас всему научит и Сама вам Игуменией будет, игумения же будет лишь экономиссой, так как Царица Небесная взяла вас в удел свой с Афоном. Всё написанное здесь по заповеди Батюшки о. Серафима, лично из уст его слышанное, есть действительно, в чем, свидетельствуя, подписуюсь Серафи-мо-Дивеевского Монастыря протоиерей Василий Садовский.
С моего поступления в обитель 1844 года все нашла я в том порядке, как написано завещанное Батюшкой о. Серафимом, и в точности исполнялось до сего времени, в чем и подписуюсь настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря Игумения Мария.
Так вот чем объясняются,- подумал я, когда прочитал эти правила,— многие особенности в жизни Дивеевской обители! Вот где залог верного спасения! Вся жизнь, как частная, так и общая, до подробностей определена правилами преподобного
Серафима. И какие мудрые правила (например, никогда не оставаться в одиночку, всегда пребывать в труде, непрестанно упражняться умственною молитвою...)!
И эти правила свято соблюдаются всеми. За точным и непременным исполнением их наблюдает сама игумения: она принимает от предшественницы в управление святую обитель в том порядке, в каком должна быть сия по завещанию Батюшки отца Серафима, и, по прошествии времени, должна сдать своей наместнице обитель нерушимо в том же порядке.
Как имущество, которое должно свято храниться, принимается и передается по описи,— так и здесь внешний и внутренний порядок жизни, который должен быть всегда неизменен, один и тот лее, принимается и передается так же по описи, с непременным обязательством наблюдать за сохранностью его.
Так вот почему в Дивееве все полно, все дышит памятью о преподобном Серафиме, вот почему там заметно, видимо и постоянно обитает дух его!
И естественно предположить, что нигде еще, после Сарова, не праздновались так светло, так особенно радостно и торжественно дни открытия мощей преподобного Серафима, как в Дивееве.

Дивеев. Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Дивеевские торжества.

См.также:

Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.Канавка. Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU