История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

И. В. Преображенский

Открытие святых мощей
преподобного Серафима,
Саровского чудотворца
(описание очевидца)

V. Окончание Саровских торжеств.- Отъезд Царской Фамилии из Сарова в Дивеев.- Пребывание в Дивеевском монастыре.-Освящение нового храма в память преподобного Серафима.-Заключительные замечания

Так закончились светлые торжества открытия святых мощей преподобного Серафима, и народ устремился прикладываться к ним. С этого времени без перерывов на ночь и на часы, в которые шла служба, в собор допускался народ к мощам угодника Божия. И день и ночь целых трое суток живою струею вливался народ в монастырскую ограду и потом в Успенский собор. Только к вечеру 22 числа в монастыре стало свободнее.
В 2 часа (19 числа) Их Величества и Их Высочества разделили праздничную братскую трапезу. В средине обеда архидиакон возгласил царское и прочие многолетия. Целый день шел колокольный звон в монастыре.
В 4 часа дня митрополит Антоний с епископом Иннокентием, архимандритами и сонмом духовенства совершили молебствие святому Серафиму для хоругвеносцев и депутаций на духовном торжестве. Хоругвеносцев было в соборе до 700 человек. Пред молебствием митрополит Антоний произнес слово. Им были освящены также многие иконы, и в числе их огромная, в сажень вышины, икона преп. Серафима, принесенная гражданами города Перми в дар открывавшемуся при пермском Белогорском монастыре Серафимовскому скиту, первой в России обители имени новоявленного святого. Самый же монастырь открыт в память избавления Государя Императора от опасности в Японии в г. Отсу.
В 4 1/2 часа Их Величества и Их Высочества изволили принять приглашение на чай тамбовского дворянства в особом павильоне, расположенном невдалеке от монастыря. По пути к этому павильону расставлены были шпалерами гренадерский Фанагорийский полк и полк казаков в пешем строю. Проезжая, Государь изволил здороваться с ними. В 6 часов Их Величества и Их Высочества отбыли из павильона в монастырь.
20 июля (в воскресенье) окончилось Царское пребывание в Саровской пустыни.
Пред началом поздней обедни Государь Император с Государынями Императрицами и остававшимися в обители Августейшими Особами прибыли в Успенский собор и здесь отслушали напутственное преподобному Серафиму молебствие, совершенное митрополитом, архиепископом Димитрием и сонмом духовенства. Коленопреклоненно помолившись пред святыми мощами и приложившись к ним, Их Величества и Августейшие Особы вышли из храма и, сопровождаемые митрополитом, архиепископом и прочим духовенством, с крестным ходом, дошли до Святых ворот обители. Здесь сели в экипажи и поехали в Дивеевскую обитель.
Царский поезд направился к «городку» - барачному поселку для богомольцев из простого люда. Из 148 бараков тут образовались целые длинные улицы. На средней живою стеною стояли массы народа. Медленно двигались между ними экипажи Царского поезда. Дружное, одушевленное «ура» оглашало воздух. Их Величества милостиво кланялись всем. В «городке» выстроены были две часовни. В одной из них находился преосвященный Тамбовский Иннокентий. Подъехав к этой часовне, Их Величества и Их Высочества вышли из экипажей и отслушали молебен. После молебна преосвященный приветствовал Его Величество краткою речью, в которой указал на великое значение тесного общения Царя со Своим народом, пережитое в знаменательные дни Саровских торжеств. Владыка закончил речь словами: «Да будет благословенно исхождение Твое, как было радостно Твое пришествие в святую обитель. Благословен грядый во Имя Господне!»
Кликами восторга и благословениями любви, со слезами на глазах, провожал народ своего Царя и Цариц.
Торжество в Дивеевской обители было, можно сказать, попразднством Саровских торжеств. Присутствовать в Дивееве во время пребывания там Царской Фамилии мы не имели возможности. По газетным описаниям, дивеевское торжество происходило в таком порядке.
До прибытия Их Величеств в монастырь, по всему пути от ворот до соборного храма сгруппировались монахини, на паперти -монастырские воспитанницы и монастырский хор.
При звоне колоколов приближался к обители Царский поезд. Навстречу ему вышли за монастырские ворота старшие сестры обители с крестным ходом; во главе духовенства шел преосвященный Нижегородский Назарий с архимандритами. При встрече владыка приветствовал Высоких Посетителей речью. С крестным ходом Царская Фамилия вошла в собор и здесь прослушала краткое молебствие. Государь Император, Государыни Императрицы и Августейшие Особы прикладывались к чудотворной иконе «Умиления Божией Матери». Игуменья Мария имела счастье поднести Их Величествам и Их Высочествам в благословение от обители иконы. В соборе Высочайшие Гости изволили осматривать еще не освященный придел во имя преподобного Серафима. Из собора, предшествуемые преосвященным Назарием и сопровождаемые сестрами обители, часть которых стояла по сторонам пути, Высочайшие Паломники прошли по красному сукну в покои игуменьи, где затем слушали в ее домовой церкви литургию. По окончании богослужения Их Величествам и Их Высочествам предложена была трапеза. В одной комнате был накрыт стол для Августейших Особ; к этому столу была приглашена игуменья Мария. Для лиц свиты был накрыт стол в соседней комнате. По окончании трапезы Их Величества с Их Высочествами осматривали обитель, посетили так называемую «дальнюю пустыньку» отца Серафима на кладбище монастыря, где алтарь церкви Преображения Господня сделан из келий преподобного Серафима. Их Величества осмотрели также типографию, литографию, иконописную мастерскую и школу для девочек. Возле той школы стояли ученицы женской церковно-приходской школы из Ардатова. Их Величества слушали пение детей. В покоях игуменьи Их Величествам игуменья Мария и бывшие здесь другие игуменьи поднесли рукоделия монахинь.
При колокольном звоне и провожаемые кликами «ура» народа, Их Величества и Их Высочества отбыли из обители на станцию Арзамас.
По отъезде Их Величеств из Сарова там совершено было еще одно светлое торжество — освящение нового храма Живоначальной Троицы, выстроенного в память преподобного Серафима. Храм, как об этом уже и упоминалось, воздвигнут на месте бывших келий монахов, причем все кельи были разобраны, а та келья, в которой жил отец Серафим, оставлена в неприкосновенности, и она целиком вошла в самый новый храм и стоит в нем у южной его стены, по правую руку от входа. Небольшая эта келия обнесена футляром, на котором помещены художественные живописные изображения. Во всю северную стену футляра изображено явление преподобному Серафиму Божией Матери, в сопровождении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и двенадцати святых дев. Пред этой картиной повешено много драгоценных и изящных лампад. По восточной стороне футляра (следовательно, к иконостасу церкви) поражает своею художественностью изображение преподобного Серафима. Он здесь представлен во весь рост, идущим с посохом в левой руке. Правая же рука его поднята и пальцы ее сложены для благословения. Необыкновенною добротою светится лик преподобного. И так как это изображение около самого входа в келию, то невольно кажется, что святой старец любовно благословляет всякого входящего туда.
В тесной келейке поставлены иконы и пред ними большой подсвечник. До открытия святых мощей здесь постоянно служились панихиды, а после стали петь молебны преподобному. В келий отлично сохранилась лежанка из больших расписных изразцов зеленого цвета. Около лежанки поставлен большой, в форме стола, футляр. Ныне в нем хранятся четки преподобного, волосы с его головы, оправленный в золотую оправу зуб, выбитый у преподобного разбойниками, часть камня, на котором молился подвижник. Со временем предполагается собрать сюда и другие вещи преподобного Серафима.
Накануне освящения храма преосвященный Иннокентий отслужил всенощную среди храма, пред столом с алтарною утварью.
Прекрасно пели его певчие. При каждении храма, во время пения «Благослови, душе моя, Господа...» и «Хвалите Имя Господне...» заходили и в келию преподобного. Самое освящение храма на другой день совершили митрополит, архиепископ Димитрий и епископ Иннокентий, с шестью архимандритами, несколькими протоиереями и священниками. Пели два хора - митрополичий и архиерейский. Когда был освящен престол, из алтаря вышло духовенство, во главе с митрополитом, и в предшествии невских певчих, при звоне колоколов, направилось в Успенский собор за частью мощей святого Серафима для нового антиминса. Частица эта, заключенная в ковчежец, находилась в чаше, стоявшей пред образом Спасителя в соборе. После положенных песнопений и молитв митрополит поднял ковчежец на главу и, поддерживаемый под руки двумя архимандритами, осеняемый рипидами, перенес его, в предшествии певчих и духовенства, в новую церковь. Затем там была совершена первая литургия и после нее молебствие преподобному Серафиму, закончившееся обычными многолетиями.
За литургией, вместо причастного, протоиерей Орнатский произнес слово, избрав предметом его содержания следующие знаменательные и дорогие для всякого истинно-русского, православного человека слова преподобного Серафима: «У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей, Россия будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и броню правду. Сих врата адова не одолеют» [15 Примечание]. В ярких образах проповедник выяснил слушателям великое значение для русского государства православной веры. И необразованные слушатели легко могли понять, как дорого должны мы ценить, как бережно хранить эту нашу непреоборимую силу, этот главный и надежнейший оплот нашего отечества — России.
Действительно, на Саровских торжествах можно было убедиться в том, что воистину не о хлебе едином жив человек, и уразуметь, чем люди русские живы... Кто видел в Сарове необычайные картины светлого торжества веры, усугубленного присутствием на нем Венценосца, кто наблюдал такие же необычайные картины высокого подъема патриотического чувства, тот не забудет их всю жизнь, тот хорошо поймет, в чем сила и величие русского народа... Событие в Сарове еще раз убеждает нас в том, что святою верою спасается Русская земля и что правилен этот искойный исторический путь России, которым она и должна шествовать, опираясь на крепкие свои вековые устои — православие, самодержавие и народность.
«В лице преподобного Серафима,- говорил высокопреосвященный митрополит (пред последней панихидой),— воздвигает Господь новую духовную твердыню народа русского». Развивая далее эту глубоко верную мысль иерарха, можно сказать, что в Саров, к этому тихому пристанищу, должны идти все усталые и измученные «люди века», все мятущиеся душою, оторвавшиеся от церковной почвы, и сияющий тихим светом, смиренно всех жалеющий преподобный Серафим исцелит их душу, как исцеляет он больное тело свято верующего в него простого народа. Здесь, в этой чистой вере, в этой святой раке преподобного и заключается спасительное врачевание от мучительных болезней нашего времени... И из раки святых мощей преподобного Серафима как бы слышится предсмертный его завет: «Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик, ходите, как вам время есть, и чем чаще, тем лучше. Всё, что ни есть у вас на душе, всё, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, всё, пришедши ко мне на гробик, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет; как с живым, со мною говорите, и всегда я для вас жив буду...»
В одних этих, дышащих необыкновенною любовью словах, в одном обещании помощи не подается ли утешение, облегчение всякому обездоленному в жизни, всякому томимому духовною жаждою? А вышеприведенные слова: «У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и в броню правду. Сих врата адова не одолеют»,— эти, исполненные священного патриотизма слова разве не утешают, не успокаивают, не ободряют русский народ во всем его целом?.. Проникшись этими словами, сколько великого сына, а теперь отца Церкви, столько же и великого гражданина Русского Государства, а ныне величаемого Церковью «утверждением Русския земли» (см. новую службу преподобному), русский народ с большим дерзновением может воскликнуть: «С нами Бог!»

Печатается по изданию:
И. В. Преображенский. Открытие святых мощей Преподобного Серафима,
Саровского чудотворца. СПб., Типография Э. Арнгольда, 1904 г.


15. В нашей книге эта проповедь помещена на с. 249. - Ред.Вернуться к тексту

И.В.Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца).Часть 4. Предыдущая часть  В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Описание торжеств в церковной печати. Высочайшее посещение Дивеевского монастыря, Нижегородской епархии

См.также:

И. В. Преображенский.Открытие святых мощей преподобного Серафима,Саровского чудотворца.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU